Гагаринский район Общество

Вращая маховик (колесо диаметром минимум один метр), прогоняем между валами пластину, накрытую бумагой и фетром, над которым потрудилась моль. Снимаем кирзу, снимаем бумагу и смотрим на свой доморощенный шедевр. Как вы думаете: о чем идет речь?

В этот день стены Гагаринской детской художественной школы принимали Заслуженного художника России, графика Веру Самарину, завкафедрой дизайна и декоративно-прикладного искусства, доцента Юлию Устименко, профессора и члена Союза дизайнеров России Веру Дрягину, художника и преподавателя Новодугинской школы искусств Татьяну Маханькову. Педагоги провели три мастер-класса для учеников старших классов «художки», перед которыми стоит важный выбор: в каком направлении пойти.

Разрез эстампа и преимущество широкой талии

Художница Вера Самарина, рассказывая и показывая, сравнивает талию офсетных станков Гагаринской детской художественной школы и худграфа Смоленского педуниверситета, говорит, «что вы – богатые люди, такой офортный станок стоит не везде. В нашем институте талия 40 сантиметров, а ваш талер – 80. Станок как подарок!» Непосвященному сложно уследить за мыслью мастера и его подмастерьев: специфика терминов, незнакомый, хотя и выглядит как древний, станок, валик, которым наносят краску на собственноручно изготовленный трафарет, но венцом сих действий – образец эстампа, или станковой графики.

Resize of IMG_6247

Рассматривая и втайне восхищаясь своей работой, пусть с помарками и не везде пропечатанно-черной, будущие гагаринские художники с широко распахнутым взором и восхищением смотрят на своего мастера (на верхнем ФОТО). А Вера Самарина – юркая, невысокого роста, как воробышек, – за два с небольшим часа ввела в тему черно-белой гравюры, направила рисование трафарета подопечными, рассказала о механизмах станка и, ловко управляясь с маховиком, широкой талией (у талера, разумеется) и руками новоиспеченных мастеров эстампа, извлекала на свет Божий из-под старинного фетра одну графику за другой.

Нам удалось побеседовать с Верой Самариной наедине. Поделимся с вами, читатель, частью нашего диалога  с художницей – о цветных карандашах и сатирических вазонах.

– В советское время были Дома творчества, где давали такую технику как гравюра на камне – литографию. Она позволяла делать цветовые работы хоть акварелью, хоть гуашью. Я этим занималась. У меня есть большая серия по Монголии, есть натюрморты. Цветную гравюру сделать было негде. И сама для себя начала рисовать цветными карандашами. А это безграничный край возможности для графика! Бывает текстура, благодаря которой светлый карандаш перекрывает темный, или же карандаши выдерживают многократное наложение. Многое зависит от бумаги. Но вот какой парадокс: в советское время была возможность работать в разной технике, но не было чем, сейчас – наоборот…

В прошлом году вместе со скульптором Людмилой Ельчаниновой мы открывали в КВЦ имени Тенишевых большую выставку «Судьбою сведены». У меня была графика на стенах, 157 работ, у нее – скульптура на подставках. Соединились мы идеально! Работы из Крыма произвели впечатление. На этой выставке была работа «Охраняется государством», основанная на событиях из реальной жизни. Рассказываю предысторию. В Доме художников есть балкончик, он как раз в мастерской. На углах балкона – два вазона, которые отреставрировали так, что они совсем развалились. Наш завхоз Валера обмотал эти вазоны зеленой сеткой и обвязал веревкой. Я нарисовала этот сюжет – пластически было красиво! – и подписала: «Охраняется государством». Это заставляет подумать.

Resize of IMG_6259

Добавим лишь, что Вера Самарина связана со своими прибывшими в Гагарин коллегами не только искусством. У «истоков» старого доброго худграфа Смоленского педагогического института имени Карла Маркса в начале 70-х годов стояли, в том числе, московские молодые художники – супруги Самарины. Вера Евгеньевна преподавала у Татьяны Маханьковой, Веры Дрягиной и Юлии Устименко, преподает и сейчас, возит студентов на пленэры по России.

Календарь как произведение искусства

Мастер-класс по дизайну среды и графическому дизайну провели Юлия Устименко и Вера Дрягина. Работая на кафедре художественно-графического факультета Смоленского университета, педагоги привезли гагаринским ученикам ДХШ «курсовые работы» студентов, как-то: макеты упаковки от компаний, выпускающих продукты питания; логотип и «сувенирка» для хоккейной команды из Хиславичей, обязательным условием которой было изображение щуки; календарь к 130-летию смоленского писателя-фантаста Александра Беляева и многое другое – объемное, яркое и наглядное.

Resize of IMG_6270

Конечно, за два часа мастер-класса создать произведение искусства невозможно, но некоторым навыкам по бумагопластике учеников «художки» все же обучили.

Рассуждая о дизайне как современном направлении в искусстве и его применении в жизни, Юлия Устименко и Вера Дрягина делают акцент на наличие у дизайнера классической базы образования, которую дает худграф.

Resize of IMG_6271

– Проекты исполняем на самом деле разные. Но настаиваем на классической базе образования, несмотря на то, что это дизайн. Изучать только фирменный стиль, например, дизайн ногтей или прически, – этого мало. Академическое образование и привязанность обучаемых дисциплин к жизни – вот тот фундамент, на котором выпускник будет строить свой «дом», свое искусство.

Поздние тюльпаны

Третьим мастер-классом стал урок живописи от художника из Новодугино Татьяны Маханьковой. Преподаватель Детской школы искусств во внеурочное время пишет пейзажи и натюрморты, предпочитая сдержанную гамму холодных сезонов: осени, особенно «пушкинской», зимы, ранней весны, когда «снег не дорастаял, деревья пустили сок и ветки стали сиреневые».

Собственно, первый холодный день лета тоже можно назвать любимым временем художницы. И все же живописцы не рискнули выбраться на пленэр, поэтому писали букет новодугинских цветов с поздними тюльпанами в классе. Следя за рукой мастера, ученики писали бутоны радостных тюльпанов по-своему. Как оказалось, Татьяна Маханькова добивается на своих уроках живописи с новодугинскими детьми именно этого.

Resize of IMG_6500

– Вера Евгеньевна Самарина была моим педагогом. Именно она говорила: «Уча, учись сам». Это напутствие живо для меня. Дети – талантливы, и когда смотришь на их работы, что-то открываешь для себя. Задача педагога – увидеть это, не переламывать ученика. Стараюсь, чтобы мои ученики вырабатывали свой стиль и свое восприятие окружающего мира.

Отвлекаясь от мольберта, Татьяна Маханькова рассказала небольшую историю о картине «Сынок, а ты Бога там видел?», которую подарила на «Гагаринской весне» Художественному музею. Две бабули — реальные персонажи нашей жизни, списаны с фотографий, которые предоставил художнице Сычевский музей. В один из приездов Юрия Гагарина в Сычевку (1964 или 1968 год) две женщины «серебряного возраста» подошли к первому космонавту и спросили «Сынок, а ты Бога там видел?» Этот сюжет вдохновил Татьяну Маханькову на создание графической картины, которую она так и назвала.

Мастер-класс от депутата

Как рассказала преподаватель Гагаринской ДХШ Анна Скворцова, в первый день форума в «Комсомольце» гостями из города Сафоново было проведено несколько мастер-классов, один из них – для детей с ограниченными возможностями здоровья: все вместе мастерили птичек из ниток. На других уроках дети и подростки увлеченно расписывали …компакт-диски, превращая их в настоящее произведение искусства. А на «металлопластике» учились создавать рисунки, выдавливая их различными предметами. Эти мастер-классы проводились в рамках экологической акции «Мир без отходов» и были нацелены на развитие мелкой моторики детей и развитие их способностей творить и радоваться.

Resize of IMG_6374
Меховая хозяйка студии наблюдает за творческим процессом

Но сам сюрприз состоял в том, что мастер-классы по росписи дисков и металлопластике проводила Светлана Шаповалова, в рабочее время – глава муниципального образования город Сафоново, а до руководящего поста была директором детской художественной школы имени В.М. Кириллова.

У Светланы Шаповаловой есть отдельный проект для детей-инвалидов, включающий мастер-классы. И в этом году вместе с коллегой по «художественному цеху» Надеждой Алексеевой откликнулись на Молодежный форум, за что ей большое спасибо!

«Дети были очень довольны! Одной девочке лет пяти Надежда Владимировна подарила птичку, которую смастерила. Спустя время девочка вернулась и попросила научить ее делать такую же птичку. Усердно повторяла действия, старалась, и у нее получилась желаемая птичка! Еще через некоторое время девочка привела за руку подружку: педагог вновь уделила им внимание и вместе они «слепили» из ниток еще пару птичек. Конечно, все свои “шедевры” малышки забрали домой, но сколько счастья принесли им эти занятия!» – рассказала Анна Скворцова.

PS: Самодельную глиняную птичку-свистульку в качестве оберега Светлана Шаповалова подарила на открытии Молодежного форума коллеге – главе города Гагарина Геннадию Дееву. В знак дружбы и воплощения детской мечты.

События Молодежного форума представила Светлана ВАСИЛЬЕВА


Гагарин№24 от 16.06.2017


Вам также может понравиться