На сцене районного Дома культуры состоялась премьера спектакля по пьесе Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Много лет назад, еще в те времена, когда драматические спектакли еще не были редкостью на сцене Дома культуры, эта пьеса уже ставилась в нашем районе и имела большой успех.
Стихотворная форма, яркие, хлесткие образы, сатирический подтекст сделали пьесу не стареющей, привлекательной и для молодых зрителей, для актеров.
А свое время Леонид Филатов написал «Про Федота-стрельца, удалого молодца» по мотивам русской народной сказки «Поди туда– не знаю куда, принеси то – не знаю что». Опубликованная на заре перестройки в 1985 году, сказка тут же разошлась на крылатые фразы. Все персонажи – Федот-стрелец, его жена Маруся, Царь, Царевна, Нянька, Генерал, Баба-Яга, Скоморох, Фрол Кузьмич и Тит Кузьмич, Голос – вышли из русской сказки. Да и сюжет сказочный – Царь, желая заполучить жену стрельца, придумывает для последнего испытания невыполнимую задачу – принести «то, чаво на белом свете вообче не может быть». Но сколько в этом нехитром сюжете с традиционными персонажами иронии, образности, узнаваемости. Каждое новое поколение ищет в сказке (и находит) что-то свое.
Конечно, наши сегодняшние юные артисты не видели того старого спектакля на районной сцене. Но, может быть, оно и к лучшему. У нынешнего поколения своя жизнь, свое мироощущение.
Три года подряд художественный руководитель районного Дома культуры Ирина Анатольевна Зуева набирает в театральную студию при Доме культуры школьников. Каждый год она со студийцами готовят драматические сцены, в прошлом году был небольшой спектакль. Но это, что называется, конечный итог работы. А есть еще студийные занятия, этюды, движение. Приходилось наблюдать, как работает Ирина Анатольевна со студийцами, с каким желанием они тянутся к этим занятием.
В «Федоте» были заняты нынешние студийцы. В главной роли Федота-Стрельца – Даниил Зуев, Маруся – Софья Комягина, Царь – Дмитрий Зуев, Нянька – Ирина Анатольевна Зуева, Посол – Артем Матрашов, Генерал – Михаил Ступак, Баба-Яга – Оксана Козлова, Скоморохи – Олеся Фомина и Дарья Гурленя, Царевна – Анастасия Шульпина.
Трудно кого-то из них выделить. Основная нагрузка, конечно, легла на Даниила, он практически все время на сцене, но справился и с волнением, и с ролью. Неподражаем был и Царь-Дмитрий Зуев, но он уже не новичок на сцене, и свой талант перевоплощения он демонстрировал уже не раз. Артема Матрашова зрители привыкли видеть на сцене как вокалиста. На драматической сцене он выступал впервые, и почти бессловесную роль Посла сделал запоминающейся и очень яркой. Дуэт Бабы-Яги – Оксаны Козловой и Генерала – Михаила Ступака был выше всяческих похвал, у Оксаны – огромный потенциал, и ей подвластны многие роли, она умеет существовать на сцене. Справились со своими образами Маруся – Софья Комягина и Царевна – Анастасия Шульпина.
По режиссерскому замыслу особое внимание было уделено Скоморохам. Они и рассказывали сказку про Федота, и давали пояснения, и тут же являлись в образе Фрола Кузьмича и Тита Кузьмича – «джиннов из русской сказки», с их подачи Горлица превращалась в красавицу Марусю.
Ирина Анатольевна Зуева в образе Скомороха изначально видела Анастасию Павлову. Настя репетировала, искала что-то своё, образ удавался и складывался. Но у Насти выпускные экзамены, ЕГЭ, она оканчивает школу с золотой медалью, а это дополнительные нагрузки, и от роли пришлось отказаться. Все, что было наработано Настей и Олесей, Олеся, в свою очередь, передала Даше Гурлене, и получился прекрасный дуэт.
Хороши в спектакле оказались и декорации – движущиеся, постоянно меняющиеся. Написал их Константин Валентинович Антипов. Как рассказывает Ирина Анатольевна Зуева:
– Изначально было решено, что декорации будут у нас передвигаться. Но как это сделать? Помог нам завхоз Игорь Витальевич, он довел все до ума, и декорации двигались очень легко. Максим Андреевич, наш звукооператор, помог нам с музыкой и озвучкой, а это тоже непросто.
– А как долго длилась работа над спектаклем?
– Непосредственно к работе над самим спектаклем мы приступили где-то в марте. Но так как большинство ребят только недавно стали заниматься в студии, много работали над речью, движением, пластикой, актерским мастерством. Ребята умеют доносить именно то, что они хотят сказать. Перед премьерой волнение было страшное, руки-ноги тряслись. Я просила Надежду Николаевну Иванову быть суфлером, но, к счастью, ее помощи потребовалось и не так много. Были, конечно, накладки, где-то слова переставлялись. Но не было ступора – ой, слова забыл и всё, они действовали как настоящие актеры. Все они хотят быть на сцене. Миша и Даня занимаются в студии не первый год, остальные ребята занимаются недавно. У меня был замечательный Царь – Сережа Шаметкин, очень талантливый мальчик, но он пока еще не преодолел своего страха перед сценой, боится своего голоса. Он сам сказал – на сцену мне пока еще рано.
Жаль, что Настя Павлова не смогла сыграть в нашем спектакле, но ее вклад в спектакль очень большой, она «поймала» это скоморошество. Ни я, ни Дима не должны были играть в спектакле.
Как заметила Ирина Анатольевна, студийцы готовы показать свой спектакль на любой сцене, были бы предложения.
Можно сказать, драматический спектакль после долгого перерыва с успехом вернулся на сцену районного Дома культуры. Молодые актеры готовы работать и дальше над новыми ролями и образами. Наверное, им нужна поддержка. В зале Дома культуры присутствовали дети, сами работники Дома культуры, а вот отделы культуры и образования спектакль проигнорировали. Конечно, без «начальства» ребятам было проще выступать, но с другой стороны, давно известно, что «талантам надо помогать» и инициативу поддерживать. Тогда и спектакли будут не самым редким гостем в районе.