Вяземский район Интервью Общество

Накануне юбилея состоялась беседа главного редактора газеты Владимира Парфенова с епископом Вяземским и Гагаринским Сергием

– С чего началась Ваша дорога к храму?

– Я родился в простой семье рабочих в Ярцевском районе. Родители мои – простые труженики в колхозе. У меня было два брата, бабушка, все мы жили простой крестьянской жизнью. О том, когда у меня появилась вера, я и сам не могу сказать, потому что я был человеком верующим ещё до крещения. Ближайший храм находился от нашей деревушки более чем за сто километров, и добираться до него нужно было  на двух-трёх автобусах. Своего транспорта не было, и не было возможности добраться до Смоленского Успенского собора. Я был некрещеным до того момента, пока не поступил учиться в Москву. Но вера пришла ко мне рано, её посеял сам Господь. Помню, когда я в первый раз увидел Евангелие от Марка, которое прочёл запоем, мгновенно — а было мне тогда лет двенадцать – скорее всего, именно это самое простое Евангелие повлияло на мой будущий жизненный выбор. В шестнадцать лет я принял крещение. К тому времени знал наизусть практически все утренние и вечерние молитвы. И это было моей тайной. Я уходил в лес либо по грибы, либо просто отдохнуть и в это время старался учить молитвы. Молился втайне от родителей, потому что в то время они не могли понять, почему я так поступаю. В Москве принял крещение. Говорят, что крещение – это новое рождение, и это так и есть. Новое рождение испытал на себе, почувствовав после крещения такую лёгкость, укрепление своей веры, что был готов на всё. Именно крещение дало мне столько сил, энергии, укрепило мужество, и в то время я был готов идти даже на мучения. Стал посещать храмы, у меня появились друзья в семинарии, читал больше литературы. Всё это повлияло на мой будущий жизненный выбор. Я стал иподьяконом владыки Феодосия, который был управляющим Смоленской и Вяземской епархий, его послушником. Потом на Смоленскую кафедру пришел ныне Святейший Патриарх Кирилл  в 1985 году. Как и все, я служил в армии, после которой началось моё совершенно новое служение Богу и людям. В 21 год я принял монашество и сан священника.

– Чем отличаются прихожане от других?

– За тот период времени, когда я был священником, пришлось быть настоятелем в трёх приходах. Первый приход – Храм Покрова Божьей Матери в городе Демидове, прослужил там семь с лишним лет. Следующий приход – Рославльский Спасо-Преображенский собор, который впоследствии решением Священного Синода был преобразован в Спасо-Преображенский мужской монастырь, таким он был и до революции. При нём, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, открылась православная гимназия, в которой я был директором. И следующий мой приход — в Рио-де-Жанейро, где я в течение двух лет находился в заграничной командировке. Если говорить о прихожанах, то когда я пришёл в Демидов, прихожанами были только бабушки, молодёжи практически не было. Но так как я был самым молодым в то время, постепенно стала приходить в церковь и молодёжь. За время моего служения в Демидове в Смоленскую семинарию поступило семь кандидатов в священники. Вновь открылась Воскресная школа, хотя многие не понимали, зачем это надо. Проводились беседы в Доме культуры, в Доме учителя, в библиотеке – духовная жизнь забурлила. Я благодарен Богу за то, что мой путь священника начался в 1988 году, в год тысячелетия Крещения Руси. Не было уже никаких гонений, были некоторые недопонимания среди властей, но решались они очень легко.

В индустриальном Рославле я увидел, что помимо бабушек, в церковь ходят мужчины, молодёжь и интеллигенция. Здесь приход был совершенно другим, и видя его потенциал, по благословению Владыки Кирилла, мы открыли православную гимназию, которая стала единственной православной гимназией в районном центре. Сейчас это серьёзное учебное заведение, выпустившее более 60 человек, каждый из которых поступил в высшее учебное заведение. Эта православная гимназия всколыхнула жизнь в Рославле. За детьми, которые приходили к нам в школу, потянулись и их родители, бабушки и дедушки. В той обители, которая была основана, монахи стали заниматься с молодёжью и со старшим поколением, в храме совершались утренние и вечерние богослужения. Это поспособствовало открытию в Рославле новых храмов, которых было только два, а стало семь.

Когда приехал в Рио-де-Жанейро, я увидел совершенно других людей, другие традиции и устои. Моими прихожанами в основном были те люди, которые во время культурной революции покинули Китай, а именно, строители Восточно-Китайской железной дороги. Жизнь этих людей была сложной, тяжёлой, потому что они в одночасье лишились всего. Но первым решением стало то, что у них в Рио-де-Жанейро должна быть своя церковь. До революции церковь была наша, посольская, а после того, как советская власть отказалась от своей недвижимости, церковь была утрачена. Они построили новую церковь в честь святой мученицы Зинаиды. Впоследствии она послужила тем духовным очагом и тем местом культуры, где все собирались, общались, молились и вместе разделяли трудности, которые преподносила им жизнь. Среди этих людей был правнук М.Ю. Лермонтова, правнучка писателя Н.С. Лескова, многих именитых людей, которые эмигрировали из России. Они много рассказывали и стали примером того, как люди, бросив в этой жизни всё, оставили в ней, в первую очередь, православную веру, которая помогала им выжить. Сейчас русские там – это совершенно другие люди, которые обеспечены и живут нормально. Когда они приходят в храм, это уже не та публика; начиная от правнучки генерала Бакича и заканчивая нашими современными учёными. В Рио-де-Жанейро мне вначале приходилось тяжело, потому что я не знал языка, но спустя два года уже понимал людей, которые ко мне обращались на португальском. Люди, которые покинули Россию, к сожалению, не сохранили русский язык. Если бабушки ещё прекрасно говорят на русском языке, то внуки уже русского языка не знают.

– Легко или тяжело было уезжать из Бразилии?

– Я уезжал с огромной радостью, несмотря на то, что там у меня было всё. Но это русское чувство тоски по родине – оно начало беспокоить меня уже через полгода, и когда я узнал, что Священный Синод переводит меня в Рославль, я испытал великую радость. У нас была последняя служба, на которой я попрощался с прихожанами, все вместе посидели за обедом. Прощались, конечно, со слезами на глазах.

8_2_2017_sovet1

– Как началось Ваше служение в Вязьме?

– В Вязьму я приехал не настоятелем, а управляющим новосозданной Вяземской епархии. В начале марта мне позвонили из приёмной Святейшего Патриарха и пригласили к нему на приём. С этим человеком связана вся моя духовная жизнь на Смоленщине, я был рядом с ним на протяжении практически всего его пребывания на Смоленской земле. Но тогда я впервые оказался на приёме у Святейшего Патриарха, и в ходе беседы, которая у нас состоялась, понял, что судьба моя кардинально меняется, что создаётся Вяземская епархия, и я должен быть не простым священником, а уже архиереем. Это означало полностью переосмыслить свою жизнь. Пятого мая 2015 года состоялось заседание Священного Синода, на которое я был приглашён и на котором была образована Вяземская епархия. В Вяземскую епархию вошло восемь районных центров: Вяземский, Гагаринский, Сафоновский, Холм-Жирковский, Сычёвский, Новодугинский, Тёмкинский и Угранский. И сюда был назначен первый архиерей новой самостоятельной Вяземской кафедры. Таким архиереем стал я. В Вязьме было необходимо образовывать новую епархиальную жизнь. Начинали мы с одной комнатки, в которой я принимал народ и духовенство. Создавались такие структуры, как религиозное образование, социальное служение, работа с молодёжью. Был выпущен первый номер журнала «Епархиальные ведомости». Всё это было нелегко, но меня здесь встретило прекраснейшее духовенство, которое старалось всячески поддерживать, прекраснейшие власти нашей епархии, в том числе наша местная власть. Большую благодарность нужно выразить нашему Губернатору, который мне помог с машиной, на которой я сегодня езжу. Здесь моя жизнь кардинально изменилась. Я старался часто посещать приходы, служить на этих приходах, наблюдать за приходской жизнью. Старался там, где нужно, направлять духовенство в нужное русло, чтобы наше служение не было только исполнением божественных служб, но было служением всему нашему народу.

– Сколько у Вас сейчас приходов?

– Сейчас у нас 47 приходов, получивших государственную регистрацию. Всего храмов – 74, 21 часовня, три монастыря, плюс несколько молитвенных комнат в гражданских учреждениях; 51 священник: 49 духовенств, плюс два дьякона. В основе правления у нас лежит епархиальный совет, который мы стараемся проводить как можно чаще, хотя бы один раз в квартал. С духовенством  собираемся по большим праздникам, каковым является, например, праздник Иверской иконы Божьей Матери (26 октября), а также в новооткрытом монастыре Князя Владимира на истоке Днепра. В конце декабря у нас проходит общее епархиальное собрание, где мы подводим итоги и намечаем планы на предстоящий год.

– Как часто Вы ведёте службу?

– Я стараюсь вести службы как можно чаще, в воскресные и праздничные дни – обязательно. Большинство служб совершается в Вязьме, в нашем Кафедральном Свято-Троицком соборе, но также я служу во всех храмах, которые относятся к Вяземской епархии. Бывают выезды в другие области и республики.

– Когда Вы приехали, как Вас встретили вяземские прихожане?

– Первую службу в Вязьме я совершил на праздник Святой Троицы в 2015 году. Все встретили с радостью, я почувствовал душевное расположение, поддержку. Люди подходили, просили благословения. Помню первый крестный ход, который мы совершили с вязьмичами, пришедшими на праздник Святой Троицы – это был полный храм и радостный, душевный вяземский приём.

– Что бы Вы пожелали вязьмичам?

– Я бы пожелал, в первую очередь, не забывать Бога. Для этого нужно чаще посещать храмы, вести хороший, добрый образ жизни, чтобы являться примером для своих детей. Когда Вы приходите в храм вместе с детьми, они будут помнить об этом всю жизнь. Церковь – это то место, где мы встречаемся с Богом, то место, где мы переосмысливаем свою жизнь, просим у Бога покаяния и благословения на новую, христианскую жизнь. Старайтесь делать больше добрых дел, читать духовную литературу, чтобы Священное Евангелие было Вашей настольной книгой. Старайтесь смотреть больше добрых и светлых передач, которые у нас сейчас транслируются по радио и телевидению. Меньше произносите бранных слов – они разрушают вашу жизнь, потому что сами в себе несут страшную разрушительную энергию. Постарайтесь с любовью, с улыбкой относиться ко всем окружающим, кто нуждается – первыми простирайте руку помощи. Всем желаю счастья, помощи Божьей, чтобы в вашей жизни было всё всегда хорошо. Будьте всегда Божьими детьми.

Из письма прихожанки Лидии Киприч

В самом конце годов восьмидесятых прошлого века в Демидове появился новый священник. В Покровском храме стал служить о. Сергий, и его появление обозначилось в жизни демидовцев как бы новой страницей. В те времена многое в стране круто менялось и отношение к православию  в том числе. Личность о. Сергия была очень притягательной, его проповеди на службах и, главное, умение слышать и вести разговор в обычной нашей жизни, на любые темы, почувствовали здесь все. К нему, молодому священнику, шли за советом даже люди в солидном возрасте и с большим жизненным опытом. А молодежи в храме вскорости стало больше, чем пожилых. о. Сергий развернул у нас бурную созидательную деятельность, его трудами и заботой восстановили Пятницкую часовню на месте утраченного некогда величественного Пятницкого храма, который в истории города играет особую роль, в нем не раз бывали многие царственные особы и почитали его своим вниманием.


 

Архимандрит Сергий (Зятьков) наречен во епископа Вяземского и Гагаринского

16 мая 2015 года в домовом храме Всех святых, в земле Русской просиявших, Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения клирика Смоленской епархии во епископа Вяземского и Гагаринского.

Епископсая хиротония
Епископсая хиротония

Избранный к архиерейскому служению священнослужитель архимандрит Сергий (Зятьков) обратился к Святейшему Патриаху Кириллу и сослужившим его Святейшеству архипастырям со ставленническими словами:

— Мое новое служение будет проходить на моей родной Смоленской земле, в новообразованной Вяземско-Гагаринской епархии, в том месте, где Вы, Ваше Святейшество, в течение двадцати пяти лет возрождали Православную веру, учили смолян заповедям Божиим, открывали новые храмы, а старые, обветшавшие приводили в порядок. На древней Смоленской земле Вы рукоположили для нивы Христовой новую плеяду пастырей, которые, взирая на Ваш апостольский подвиг и трудолюбие, стали добрыми наставниками для множества вновь пришедших в храм людей.

Позвольте, Святейший Владыка, выразить Вам сыновнюю благодарность за Ваше поистине родительское духовное окормление, терпение и любовь к моему недостоинству.

Благодарю также за добрый пример ревностного архипастырского служения Преосвященного епископа Исидора, который продолжает святое дело нашего учителя, Святейшего Патриарха Кирилла.

В этот судьбоносный для меня день, Ваше Святейшество, всечестные Архипастыри, прошу Вас вознести ко Господу горячую молитву, чтобы предстоящее мне новое служение было богоугодным и спасительным для множества людей, которых вручает мне Господь, дабы никто из них не погиб, но был спасен Господом Иисусом Христом, пришедшим в мир сей «нас ради человек и нашего ради спасения».


Вязьма№7 от 15.02.2017

 

Вам также может понравиться