Съезжая с трассы, наш автобус немного накреняется и подскакивает, вставая на узкую полевую просеку. В маленьком ПАЗике негде упасть даже яблоку: все места заняты школьниками, студентами, поисковиками из вяземских отрядов «Долг» и «Штарм». Все они – участники молодого движения «Доброхотов», собравшиеся вместе для очень важного и доброго дела.
Это движение, действующее в рамках регионального проекта «Связь поколений», зародилось на Смоленщине всего год назад. На одной из «Вахт Памяти» заместитель председателя Госдумы Сергей Неверов обсудил с командирами поисковых отрядов идею провести акцию по благоустройству и ремонту воинских захоронений на всей территории области. Акция приобрела добровольный и массовый характер, объединив сотни людей, неравнодушных к работе по увековечиванию памяти всех, кто погиб в годы войны.
По правую сторону от нас остаётся дорога на Хмелиту, по левую – единственный опознавательный знак, по которому можно отыскать некогда стоявшую здесь деревню Пекарёво. Спустя несколько минут езды по бездорожью обнаруживается, что дорога здесь всё-таки есть. Две хорошо накатанные узкоколейки уводят нас в сторону небольшой рощи, словно выросшей на месте сожжённых домов и амбаров.
В тени раскидистой многовековой ели приютилась одинокая могила. Надпись на ней – словно завет потомкам, а вокруг – такая тишина, что, кажется, сама природа боится потревожить сон безвинно погибших пекарёвцев… Историю их гибели рассказал «Доброхотам» директор мемориального комплекса «Богородицкое поле» И.Г. Михайлов.
В феврале 1942 года эти места были частично заняты 11-м кавалерийским корпусом генерала С.В. Соколова. 4 февраля к деревне Старое Пекарёво приблизился немецкий отряд, который должен был произвести очередную «зачистку» фуража и продуктов питания, чтобы те не достались нашим кавалеристам. Двое местных мальчишек, сидевших в засаде, увидели немцев и пальнули в них из ружья. Один из мальчишек был убит сразу, но второму удалось скрыться. На следующий день в деревню прибыл карательный отряд. Расстреляли сначала семьи маленьких партизан, после чего всех остальных жителей – женщин, детей, стариков – согнали в сарай и сожгли заживо.
– Без памяти легче управлять людьми, – подвела черту под рассказом И.Г. Михайлова директор центра «Долг» И.П. Оленьчива. – Человек умирает дважды: первый раз физически, а второй – когда его забывают. Если мы забудем обо всех, кто пал в годы войны, мы можем навсегда потерять своё государство и превратиться в рабов других наций.
В рамках акции «День доброхотов», объявленной 2 сентября на территории всей Смоленской области, юные представители организаций «Молодая гвардия» и «Наследники Победы» совместно с поисковиками произвели обкос травы вокруг захоронения, прополку могилы, покраску обелиска и оградки вокруг него. В работах по благоустройству памятника войны приняла участие Глава района П.В. Хомайко, которая призналась, что подобные акции способны вернуть веру в единство русского народа:
– Многие считают, что нашей стране чего-то не хватает, но поверьте: каждому человеку всегда будет чего-то не хватать. У нас замечательная страна, мы должны гордиться ею и делать по чуть-чуть хорошего для того, чтобы Россия процветала, потому что это – наш дом.
Почтив память жертв фашизма минутой молчания, вяземские «Доброхоты» отправились в обратный путь, обещая ещё не раз посетить эту тихую рощу с вековой елью, возле которой растут, чуть колышась на ветру, 26 молодых дубков. Восемь деревень и почти тысяча мирных жителей были сожжены на Вяземской земле в годы Второй мировой войны. А сколько таких деревень было по всей Смоленщине! В этом году акция «День доброхотов» прошла во всех районах нашей области, и в каждом из них в этот день на минуту наступало молчание. Некоторые из сожжённых деревень уже с трудом можно найти на карте, но народная тропа к ним не зарастёт ещё многие годы, как символ памяти, которая сильнее времени.
Текст и фото: Мария Крапивина
№37 от 15.09.2016