Дети Интервью Ярцевский район

Социальный приют для детей и подростков «Радуга» был открыт в нашем городе почти четверть века назад, в 1997 году. В разное время, в зависимости от выполняемых функций, он носил разные названия. Здесь воспитывались дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, оставшиеся без попечения родителей, наблюдались ребята с девиантным поведением. В 2011 году приют был переименован в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. О том, какая работа проводится сегодня с воспитанниками, о доступной и подчас необходимой помощи родителям и детям рассказала директор Центра Ольга Новикова.

— Ольга Викторовна, «Радуга» сегодня и образца 1997 года – это разные учреждения? Что изменилось за это время?

— Конечно, изменилось многое. Время диктует новые условия, в которых мы должны осуществлять свою деятельность. Сегодня основная работа нашего центра заключается в реальной помощи семье. Мы работаем для оказания услуг в целях обеспечения основных гарантий защиты прав и законных интересов семьи и детей. Если раньше тип учреждения — «приют» говорил сам за себя: здесь находились ребята из неблагополучных семей, с родителями которых проводилась профилактическая работа, то сегодня основной задачей для нас является социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В жизни любой семьи время от времени возникают определенные сложности, и тогда адресная социальная поддержка для них является необходимой. Сегодня у нас могут находиться дети из вполне благополучных, социально активных семей. На любом этапе мы готовы оказать соответствующую помощь. Мы развиваем у воспитанников социальные навыки, необходимые им в дальнейшей самостоятельной жизни, ставим в позицию соучастника, созидателя новых условий жизнедеятельности.

— Можете привести конкретные примеры? В каких ситуациях ваша помощь наиболее востребована?

— К примеру, мама воспитывает ребенка одна. Работает по скользящему графику. На время работы она может приводить ребенка к нам и оставлять под присмотром. 24 часа в сутки с ним будут заниматься педагоги-профессионалы. В любое время мать сможет забрать ребенка домой.

Бывает, родители заболевают, и большую часть времени дети предоставлены сами себе. В таком случае можно оформить ребенка к нам на определенный срок: месяц, полгода. Мы сотрудничаем со школами, отводим и забираем детей из учебного заведения, делаем с ними уроки. По желанию родителей возвращаем детей в семью.

Хочу обратить внимание, что в семье может возникнуть ситуация, когда родители временно не могут исполнять свои обязанности. Например, командировка, работа за пределами района, длительный отъезд. Такие обстоятельства тоже могут служить основанием для помещения ребенка в «Радугу», так как оставаться без присмотра дети не могут.

Впереди лето. При школах организовываются площадки. У кого-то есть возможность определить туда малышей, у кого-то нет. Если возникают сложности с осуществлением контроля над детьми в период каникул, можно оформить их к нам. Об этом следует подумать уже сейчас, потому что количество мест в нашем центре ограничено.

Учитывая, что в Ярцеве учится много ребят из сельской местности, им ежедневно приходится добираться в школы и техникум на автобусе. Если у семьи тяжелое материальное положение, такие поездки очень ощутимы для семейного бюджета. В таких случаях мы готовы оказать поддержку и предоставить ребенку место для временного проживания, а также профессиональную педагогическую консультацию.

Каждый случай индивидуален, и условия работы с ребенком оговариваются с родителями заранее. Еще раз подчеркиваю, что кровной семьи мы не лишаем, наоборот лучшим показателем нашей работы является возвращение воспитанников в семьи.

— С детьми какого возраста работают ваши специалисты? Сколько времени могут пребывать у вас дети?

— Двери центра открыты для детей от 3 до 18 лет, которые по тем или иным причинам попали или могут попасть в трудную жизненную ситуацию. График пребывания детей индивидуален, мы составляем его совместно с родителями. Часто бывает такое, что в понедельник ребенка приводят к нам, в пятницу забирают. Некоторые дети находятся у нас до полугода, с ними работает социальный педагог, психолог, логопед. Функционируют три группы пребывания детей: дошкольная – возраст от 3 до 6 лет, группа мальчиков – возраст от 7 до 17 лет, группа девочек – от 7 до 17 лет.

Конечно, помимо детей, которые воспитываются в обычных семьях, мы работаем с детьми-сиротами, оставшимися без попечения родителей или иных законных представителей. Нашими воспитанниками становятся дети, проживающие в социально-опасных семьях, заблудившиеся, подброшенные, самовольно оставившие семьи, не имеющие места жительства или средств к существованию. Помимо этого, мы занимаемся с детьми-инвалидами.

— Как оплачиваются услуги, предоставляемые центром «Радуга»?

— Мы работаем по Федеральному закону №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Все услуги предоставляются на бесплатной основе. Их спектр огромен: социально-бытовые, социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые и прочие.

Если у ребенка возникают проблемы с одеждой, обувью, мы приобретаем для него предметы гардероба. При этом с родителей никаких денег не берем. Стираем, гладим, чистим. Наши дети всегда аккуратно и опрятно одеты.

Помимо того, что мы обеспечиваем ребенку место проживания, оснащенное всей необходимой мебелью и оборудованием, в нашем центре предусмотрено шестиразовое питание: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин. Питание подвергается жесткому контролю. Наше учреждение имеет отдельный пищеблок, где повара ежедневно готовят самые вкусные блюда. Полуфабрикаты не используются. Главным требованием при приготовлении пищи является строгое соблюдение правил и норм санитарной безопасности. Причем, одно и то же блюдо может быть приготовлено не чаще одного раза в 10 дней.

— Вы затронули вопрос социальной адаптации детей. Какая педагогическая работа проводится в этом направлении?

— Главное, на что ориентирована наша деятельность – это подготовка ребят к самостоятельной жизни. В учреждении реализуется комплексная программа социальной помощи «Шаг за шагом», а также более 20 дополнительных общеразвивающих программ. В реабилитационный процесс включаются интерактивные технологии. Широко используется метод моделирования ситуации. Для ребят организуются экскурсии, сюжетно-ролевые и дидактические игры. Вместе с педагогами они участвуют в разборе проблемных ситуаций. В летний период дети с удовольствием занимаются садоводством и огородничеством. У нас есть свой приусадебный участок, теплицы, клумбы. Ребята выращивают то, что потом сами употребляют в пищу: огурцы, помидоры, перец, капусту, фасоль, лук, зелень. Такая деятельность, по сути, тоже является социальной адаптацией.

— Естественно, там, где дети, необходимо пристальное внимание медицинских работников. Что входит в перечень предоставляемых социально-медицинских услуг?

— При помещении к нам ребенок проходит медкомиссию. Стандартный осмотр основных врачей. При выявлении каких-либо отклонений в здоровье, патологий, мы оказываем содействие в получении квалифицированной медицинской помощи. Медработники систематически наблюдают за состоянием здоровья воспитанников. Помогают им в прохождении диспансеризации. При необходимости, мы получаем квалифицированное медицинское консультирование, оказываем первичную доврачебную медико-санитарную помощь.

На случай заболевания ребенка и возникновения необходимости в его изоляции у нас оборудован изолятор. Также в этих целях заключен договор с Ярцевской районной больницей, где в детском отделении за нашими воспитанниками закреплено несколько коек. Мы имеем возможность помещать детей в медицинские учреждения города Смоленска.

На практике мы столкнулись с тем, что ребята зачастую не имеют представления о возможностях своего организма. Чаще всего под здоровым образом жизни они понимают отсутствие вредных привычек. В связи с этим была разработана программа «Я здоровье берегу», основным направлением которой является развитие умения саморегулирования психического состояния, организации правильного питания и режима дня, что важно в любом возрасте.

— Психологическая помощь для детей в «Радуге» предусмотрена?

— Конечно. У нас работает штатный психолог, который занимается не только с детьми, но и с родителями. При поступлении в наше учреждение проводится диагностическое обследование личности ребенка. Если выявляются внутрисемейные проблемы, нарушения в эмоциональной сфере, родители получают консультацию психолога.

К сожалению, могу привести много примеров, когда между родителями и детьми возникает конфликтная ситуация, недоверие, неприятие. Учитывая особенности детской психики, ошибки в поведении взрослых остаются негативным воспоминанием в памяти ребенка на долгие годы. Поэтому в таких случаях важно своевременное вмешательство. Среди наших воспитанников встречаются подростки, которые при поступлении вели себя агрессивно, были скрытными, «зажатыми». С течением времени, в результате кропотливой работы специалистов они начали проявлять себя по-иному: участвовали в мероприятиях, самодеятельности, танцевали, пели, рисовали, их руками сделаны многие поделки, которые украшают наше учреждение. Это говорит о том, что к ребенку нужен особый подход, внимание, которого, к сожалению, многие дети лишены. С помощью наших специалистов ребята «раскрываются», начинают по-другому воспринимать жизнь, общаться с родителями, родственниками.

В случае выявления нарушений в эмоциональной сфере предусмотрены занятия в специально оборудованной сенсорной комнате. Как правило, своевременной корректировке поддаются многие психоэмоциональные нарушения: страхи, замкнутость, последствия стрессовых ситуаций, депрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение, заикание, энурез. Важно не пропустить проблему и вовремя решить ее.

— Какая работа проводится с детьми-инвалидами, ведь они требуют повышенного внимания?

— Все дети требуют повышенного внимания. Инвалиды – это особая категория, с которой приходится работать целенаправленно. Помимо работы узких специалистов для таких детей особенно важной является возможность общения. Дома они не чувствуют себя частью социальной группы. Здесь у них совершенно иные условия. Они взаимодействуют со сверстниками, взрослыми наставниками и педагогами. Им оказывается педагогическая и психологическая помощь. Ребята приобретают навыки, которые могут помочь в повседневной жизни.

— Ольга Викторовна, что нужно сделать, чтобы определить к вам ребенка?

— При желании поместить ребенка в наш центр необходимо обратиться в отдел социальной защиты населения, предоставив соответствующий пакет документов. Сразу оговорюсь, что этот пакет минимален и собрать его в кратчайший срок под силу любому родителю или законному представителю. Конечно, перед поступлением к нам ребенку необходимо будет пройти медицинскую комиссию. Иногда это вызывает возмущение взрослых. Но, во-первых, мы принимаем только детей без инфекционных заболеваний, во-вторых, нет ничего плохого в том, что врач лишний раз осмотрит малыша. Строгое требование предъявляется к наличию своевременно сделанных прививок. В остальном все вопросы, касающиеся индивидуальной работы с детьми, решаются на месте.

Мне хочется сказать всем родителям: «Помните, что дети – это лучшая часть нашей жизни, ради которой стоит жертвовать многим. Если у вас возникают трудности, знайте, что вы не одни. В жизни все бывает. Важно чувствовать понимание и получить своевременную поддержку».


Вам также может понравиться