Наверное, это всё-таки судьба: именно она выбирает людей для грандиозных дел, которые не всякому по плечу, потому и выбирает достойных
Скажи ему несколько лет назад, что станет он активным участником великой стройки нашего времени, и сам бы не поверил. Однако судьба распорядилась по-своему.
Наш земляк Геннадий Викторович Дроздовский из Татарска, уроженец деревни Тишковка, единственный из Монастырщинского района, — а со всей Смоленщины их было всего двое (он и парень-бульдозерист из Гагарина), — участвовал в строительстве Крымского моста с первого камня до фактического его завершения — открытия сначала автомобильного, а потом и железнодорожного сообщения.
Как всё начиналось
В мае 2015 года был дан старт этой стройке. Геннадий Викторович приехал в Керчь в числе первопроходцев. Гнал «ЗИЛ» из Москвы, где трудился до этого, своим ходом. Его дорожно-уборочная машина (КДМ-ка, как он её ласково называет) была не новая, но надежная, потому что находилась в умелых хозяйских руках. На ней он и работал все эти годы бурной горячей стройки в Крыму. И до сих пор работает.
Строительство моста начиналось действительно с нуля. Место возведения его было в зарослях, там вовсю ползали змеи. Но ничто их не испугало. Задача была поставлена четкая и ясная, и не кем-нибудь, а самим президентом: возвести мост как надежный символ и оплот России в Крыму, только что, по исторической справедливости, возвратившемуся в свою родную гавань.
Впору было закружиться голове от столь серьёзной, поистине исторической задачи. Но расслабляться и раздумывать было просто некогда: грандиозные задачи требуют и самого серьезного качества, и ритма труда, напряжения всех физических и душевных сил.
Люди, приехавшие вместе с Геннадием из Москвы, оказались надежными, проверенными на прежних строительных объектах. В их бригаде было три экскаваторщика, три бульдозериста, восемь водителей на четырёх самосвалах, потом ещё шесть самосвалов прислали. А всего в их организации было около 70 человек.
Работа до жаркого пота
Строительство моста велось через Керченский пролив с двух сторон — от Керчи и от Тамани. Работали на двух направлениях разные люди, и начальство тоже было разное. Геннадий с товарищами работал со стороны Керчи.
Вся их ударная бригада засучив рукава взялась за дело. Трудились круглосуточно — стройка не должна останавливаться ни на минуту. График работы очень жесткий. Геннадий на своейКДМке работал с восьми утра до восьми вечера. Но это вовсе не значило, что ровно в 20.00 ты идёшь отдыхать. Такое понятие, как производственная необходимость, для них было святым долгом: если надо, задерживались на объекте и до часу ночи. А утром снова ранний подъём — и вперед! «Потом отоспимся, когда мост построим», — шутил Гена с друзьями.
Крымская жара, безусловно, испытывала их на прочность. «Наши «ЗИЛы», хоть и трудяги, но с минимумом комфорта, — говорит Геннадий, — в машине нет даже кондиционера». Да, видимо, рассчитаны они на наших выносливых, терпеливых русских Иванов, Генок, Серёг… Обливаешься потом, но пашешь до упора, пока смена не закончится, если не случится ещё какого-нибудь аврала.
Трудно было, особенно в августе, самом жарком южном месяце. Солнце жжёт так, что даже в кабине, кажется, вгоняет оно в твою макушку всю свою кипучую энергию. Но русских мужиков ничем не сломишь: терпели, трудились, не ныли, ещё и шутили.
По двенадцать бочек воды за смену — одиннадцать часов — выливал он, чтобы мостовики могли работать, скручивать мост болтами. Прольешь воду, обратно едешь — уже сухо.
О мостовиках следует сказать особо, хотя бы пару слов. Геннадий Викторович рассказывает, что вместе с ними работало 4 отряда мостовиков. Со стороны Керчи, где он трудился, выходило в смену до 2000 мостовиков, а со стороны Тамани — 6000. Это действительно серьезная ударная сила. Но и работа у них тяжелая, не на слабаков рассчитанная — вручную скручивали скрепляющими болтами мост.
Стараясь создать им хотя бы относительно комфортные условия, постоянно поливали мост водой, чтобы не было пыли. Потому что под палящим солнцем, да ещё в пыли, — это уже слишком.
Параллельно со строительством моста проводили озеленение вокруг него, чтобы действительно было не только надежно, комфортно, но и красиво, чтобы, проезжая по нему, люди радовались душой созданной руками человека красоте.
Посеянную траву поливали ночью, чтоб не засыхала, а всходила и росла-зеленела.
И опять он, Геннадий Викторович, насвоей неутомимой КДМке возил воду и поливал, поливал, наполняя живительной силой брошенные в землю семена. Какой уж тут дневной график работы — только ночной, всецело подчинённый делу.
Уставал, конечно, но об этом как-то не думал. Работал вместе со всеми, включившись однажды и до конца в сумасшедший ритм, став одним из нервов огромного организма стройки, где все трудились на одном дыхании, как единое целое, единая семья.
Водитель-универсал
Но, наверное, настала пора повнимательнее присмотреться к нашему герою. Откуда он такой взялся, почему и как попал в Крым, на знаменитую стройку?
Родился он, как уже было сказано выше, в деревне Тишковка, оттуда его корни, истоки его трудолюбия и жизнестойкого характера. Семья была большая, пятеро детей, из них Гена — старший. Родители — сельские труженики: отец Виктор Филиппович — тракторист, комбайнер, мать Галина Илларионовна — доярка.
Дети с малых лет приучались к труду. Поначалу Гена стал трактористом, работал до армии в совхозе «Кадинский». И как работал! Уже тогда о нем писали в газете как о лучшем механизаторе.
Потом была армия. По возвращении с 1979 года стал шофером в Татарской «Сельхозтехнике»: возил на «ЗИЛе» молоко из Кадина по бездорожью. Одни непролазные Верезубы чего стоили! Потом получил самосвал, возил зерно. Прикипел к профессии шофера накрепко. Нравилось ему это нелегкое дело. И до сих пор нравится!
Так бы, может, и поныне шоферил Гена на родной земле. Но… «Сельзозтехника» потихоньку стала разваливаться. А нужны были деньги, подрастали дети, их надо было учить, выводить в люди. Вот и подался в 1998 году в Москву.
Надо сказать, Геннадия Дроздовского, где бы он ни работал, всегда ценили и уважали за безграничное трудолюбие, ответственность, надежность и безотказность. За настоящий профессионализм. Такие везде нужны и везде нарасхват.
Вот и в столице его приняли, оценили, зауважали. На каких только машинах не пришлось ему там трудиться: сначала на «Ивеке» — 5 лет, потом на «МАНе» — 7 лет, на «КАМАЗе» и на «МАЗе», — словом, водитель-универсал! На данный момент водительский стаж у него 41 год!
Когда выбирали лучших профессионалов-водителей для работы на стройке двадцать первого века в Крыму, его, конечно, взяли туда — без сомнения. Знали — не подведет!
Гурзуф. «Артек»
С таким прекрасным послужным списком в Керчи его тоже зачислили в авангард, чтобы, если надо, бросить на любой прорыв. И такой прорыв нашелся.
В 2015 году готовились отмечать 90-летие знаменитого детского лагеря «Артек» в Гурзуфе. Понадобилось к юбилею подновить, улучшить территорию лагеря и его инфраструктуру. Опять же, задача была поставлена президентом. Выполнить её направили водителя Дроздовского и с ним экскаваторщика.
С 1 по 18 июня 2015 года трудились они в «Артеке»: делали вертолетные площадки, реконструировали старые спортивные площадки и лагерные дорожки. Убирали старый асфальт, отмывали все и укладывали новый. Все это очень трудоемкая работа.
К тому же несусветная жара! Из-за неё начинали работу в 3 часа утра; работали до полудня, всё вокруг кипело от зноя. Несколько часов отдыха, пока чуть спадёт жара, и снова на объект.
Выкладывали мозаику — создавали красоту. Для детей ведь старались, а для них все должно быть не просто хорошо, а на высшем уровне, как положено.
В «Артеке» довели все до ума и вернулись в Керчь, где вовсю кипела работа.
Всем миром, всем народом, всей страной
Именно так строили Крымский мост. Московские, брянские, воронежские, туль-ские, они двое — смоленские, тверские ребята, а ещё белорусы из Барановичей — 7 человек. Трудились все дружно, слаженно и жили одной семьей. Никаких конфликтов, споров. «Исключительные ребята, — говорит о товарищах Геннадий. — Суперколлектив!»
Все было подчинено одной цели — построить мост, уложиться в заданные сроки. Много было задействовано техники самой разной, подъемных кранов. Силища что надо! Везде профессионалы, приехавшие из разных краёв. На ручных работах, с лопатами на выравнивании полотна, трудились местные.
Насколько трудоемка была вся эта работа, можно судить, к примеру, по таким фактам. Было возведено 307 железнодорожных опор. В одну опору входило по 20 свай, каждую забивали на глубину порой до 120 метров. Делалось всё прочно, надежно, чтоб ни землетрясения, ни иные природные катаклизмы не могли повредить или разрушить мост.
Всего протяжённость моста составляет девятнадцать километров, из них семь идёт через остров Тузла.
На мосту установлены две арки: одна железнодорожная — 5500 тонн весом, вторая автомобильная, полегче, — более 3500 тонн. Обе арки делали в Керчи, доставляли потом на понтонах. Арки установлены для прохождения под мостом судов.
А вообще всё было очень строго. На мосту задерживаться нельзя. Если стал, сразу же приезжает эвакуатор и забирает машину.
А уж сколько проверяющих чинов к ним приезжало; все министры, причастные к строительству, перебывали. Все было на особом контроле. Плохо работать там было невозможно: таких отсеяли бы сразу.
Несколько раз приезжал президент. Но Геннадию Викторовичу видеть его не довелось: у президента своя работа, у них своя. Видели только приземлявшиеся вертолёты.
По завершении строительства надежность моста проверяли, пустив два поезда, которые встречались на мосту. Приборы фиксировали, нет ли колыхания.
Все получилось как надо! Гарантия Крымского моста — сто лет!
Ещё одна интересная деталь. На мосту сделали подсветку в виде российскоготриколора. Когда едешь, очень красиво.
Хоть и не любитель Геннадий Викторович себя показывать, а тут, на Крымском мосту, все-таки снялся с удовольствием. Как говорится, на память.
Стоит добавить, что работал он на этой стройке вахтовым методом: месяц трудился, месяц отдыхал. Приезжал в свой Татарск обветренный, загорелый — красавец! Земляки говорили: «Хорошо выглядишь!» А он отшучивался: «Так я ж с курорта приехал!» Он вообще человек с юмором.
А жену его женщины нет-нет да и подкалывали: «Смотри, Зоя, уведут такого мужика!» А она в ответ весело смеялась, зная своего надежного во всем, верного Гену, прекрасного мужа, отца, деда. А он после побывки снова рвался туда, на свой мост, ставший уже родным.
И сбылась мечта!
Автомобильную дорогу моста сдали в декабре 2018 года, а железнодорожную нынче — в 2020-м. Тогда, 15 декабря 2018 года, он приехал на вахту как раз к открытию. Событие было, конечно, грандиозное. Президент проехал по мосту на «КАМАЗе» вместе с Кондаковым, начальником строительства, со стороны Керчи.
Никто не верил, что мост построят так быстро, даже раньше срока. Иностранцы приезжали и ощупывали опоры: может, они пластмассовые, только для вида? Но все оказалось настоящим, как Крымский мост, так и его строители, сумевшие доказать, что Россия умеет мечтать, умеет работать так, что можно лишь восхищаться.
Впереди новые стройки
И сам он, Геннадий Дроздовский, порой не верит, что они такое сумели. Радуется за ребят, с которыми трудился плечом к плечу, гордится страной, которая умеет, когда надо, собрать и воодушевить людей на славные дела.
Когда проезжает он по Крымскому мосту — своему детищу, невольно на глаза наворачиваются слезы от переполняющих сердце чувств. Все это теперь навсегда останется с ним, как песня его жизни.
Ну а что же дальше? У него новые планы: снова строить мост, только теперь уже через Волгу, для «шелкового пути», идущего из Китая: чтобы не в объезд — 180 километров, а всего 3 километра напрямую.
Остается пожелать нашему герою удачи и здоровья — на новые грандиозные дела!
Таким людям, как Геннадий Викторович Дроздовский, покоряются любые вершины!
И стихи в его честь!
Строитель Крымского моста
Геннадию Дроздовскому
Весь продуваемый ветрами,
Стоял на Крымском он мосту
И восхищенными глазами
Глядел на эту красоту,
Неужто вправду одолели:
Была та стройка нелегка,
Но сил своих не пожалели,
Воздвигли мост на все века!
Стоял у самых он истоков
Великой стройки наших дней.
Ведь всей Россией, всем народом
К победе шли они своей.
Жара и зной, и ветер шквальный —
Все было, право, нипочем.
Был Президент у них штурвальный,
Все встали с ним к плечу плечо!
Чуть свет команда: «По машинам!»
И дружно шли они вперед!
И день рабочий, южный, длинный…
И трудовой соленый пот…
Но не было у них сомнений,
Что будет выполнен наказ,
Для всех грядущих поколений
Взметнется мост в урочный час.
Не просто мост – а символ силы,
Быть вместе – зов неодолим!
И будут навсегда едины:
Россия – полуостров Крым!
Теперь стоит – не наглядеться:
Красавец славный, Крымский мост!
И гордость наполняет сердце
За Родину, за наш народ!
Расскажет внукам он когда-то,
Как воплощалась та мечта.
И будет памятью богат он,
Строитель Крымского моста!
Автор Галина Мачульская
№23 от 11.06.2020