Гагаринский район Общество

Новое убранство на Пасхальной неделе заметили прихожане Тихвинского храма. Как выяснилось, покровцы и воздУх выполнены в родных стенах мастерицей-золотошвейкой Ксенией. Идем знакомиться!

Мастер церковного художественного шитья Ксения Антропова приехала с семьей в Гагарин недавно. Волею судеб, можно сказать, ее “выписали” для Благовещенского собора. А пока величавый храм на ремонте, мастерица драгоценного рукоделия вышивает для Тихвинки: к нынешнему празднованию Пасхи был выполнен литургический набор – покровцы, закладка для Евангелия и… воздУх. (С ударением на втором слоге мы увидим большой мягкий покров. Но, рассматривая изящный растительный орнамент, вышитый умелыми руками Ксении, это убранство вполне можно назвать воздушным.)

Десять лет практики позволили нашей золотошвее привнести свои узоры в орнамент, но образы святых и сюжеты – строго канонические. Посещая храмы, рукодельница примечает, какая техника применялась, как ложится нитка, какие узоры “рисуют”. В этом, убеждена Ксения, и состоит мастерство – постоянно совершенствовать свои умения и непрестанно учиться.

В драгоценном рукоделии издревле используют исключительно лучшее – шелк, жемчуг, золотную нить, серебряную. А уже упомянутые покровцы выполнены Ксенией в технике жемчужного шитья 17 века.

Цвета изделий должны быть природных оттенков, ведь каждый церковный праздник имеет свой цвет: Пасха – красный, Троица – зеленый, Богородичные праздники – в основном, голубой и синий, Рождество – белый цвет.

“Сейчас для будущего покровца вышиваю образ архангела Михаила по рисунку, который предварительно нанесла на бязь карандашом. Вышивка будет, как аппликация, ложиться на изделие и обшиваться жемчугом. Использую шов в раскол: в этой технике берется только шелк – некрученая нить дает красивые переливы. В этой работе вышивать буду растительный орнамент и священное изображение”, – рассказывает мастер церковно-художественного шитья Ксения Антропова.

В заготовках у золотошвеи – вышитые образы святых, одобренные игуменом Александром. Стежок за стежком заполнят пространство ткани цвета праздника, и покровец ручной работы под сводами храма исполнит свою роль в руках священника, радуя прихожан и Бога.

 

Из истории

Золотошвейное дело начало развиваться в нашей стране с 10 века – со времени принятия на Руси христианства. Великолепные, расшитые золотом, убранства в храмах, княжеские и боярские одежды поражали иностранных гостей своей красотой и роскошью.

Вышивать золотой нитью совсем не просто – дело это канительное. В старину канителью называли особым образом приготовленную нить.

На Руси золотое шитьё было исключительно женским делом, которым занимались и в боярских домах, и в крестьянских избах, и в монастырях.

Великолепие золотого шитья можно увидеть в Московском Кремле, Троице-Сергиевой Лавре, Новодевичьем монастыре и, конечно же, в старинном городке Торжке, где сохранилось это мастерство.


 


Вам также может понравиться

Извините. Данных пока нет.