
Судьбу, как известно, не выбирают. И никто не предполагает, какие ею уготованы испытания. Не знал о своих»крутых виражах» и Анатолий Владимирович Присяжнюк, житель деревни Верешковичи Духовщинского района. В результате несчастных случаев он стал инвалидом, но не потерял самообладания, научился жить со своими недостатками и делать невозможное.
Знакомство с ним состоялось в преддверии очень непраздничного Международного дня инвалидов, когда общественность обращает на них внимание, рассуждает о трудностях, с которыми им приходится сталкиваться. Но, как бы это не выглядело странным, я не увидела в нашем герое человека с ограниченными возможностями. Наоборот, это — человек с возможностями без границ.
Едва постучали в дверь, ему пришлось оторваться от занятия любимым делом — резьбой по дереву. Не выражая негодования, с доброжелательной улыбкой на лице А.В. Присяжнюк пригласил войти. Поспешила встретить нежданных гостей и его супруга — Надежда Николаевна. И, переступив порог дома, мы оказались на настоящей выставке деревянных резных изделий.
Работы мастера украшают каждую комнату и придают их интерьеру выразительность, нарядность и индивидуальность. Часы, подсвечники, самовар, настольная лампа, вазы, цветочные подставки, фоторамки… Предметы быта радуют глаз разнообразием форм и узоров, дарят тепло природного материала и, конечно же, подчёркивают хороший вкус и безграничную фантазию хозяина.
— Его работы целый месяц находились в культурно-выставочном центре имени Тенишевых, — незамедлила сообщить Н.Н. Присяжнюк, с гордостью посмотрев на мужа.
И это не удивительно, произведения Анатолия Владимировича заслуживают особого внимания, уважения и доброго слова. Вполне уместно было спросить:
— Дом сами строили?
— Люди, конечно, помогали, но в основном всё своими силами, — отвечает Анатолий Владимирович, — камин мой брат делал, лет десять назад, гостил у нас. Сейчас его уже нет, умер, а память о нём осталась.
Не буду выдумывать, если скажу, что дом у хозяина получился на славу, впечатляют не только планировка расположения комнат, но и внешняя отделка здания, декорированная деревянными резными элементами. В такой дом хочется приходить снова и снова, притягивает. Это — выплеск души хозяина. По истине подмечено, творческая натура во всём найдёт источник вдохновения для своей деятельности.
-Как Вы пришли к своему увлечению? — интересуюсь.
— В школьные годы, наверное, всем нравились уроки труда, — разговорился Анатолий Владимирович, — в пятом классе преподаватель познакомил с азами резьбы по дереву ручным лобзиком. Увлекательное занятие. Даже не заметил, как оно переросло в хобби. Был уменя альбом с чертежами и эскизами по резьбе, в советские годы такие альбомы очень ценились. Однажды наткнувшись на него, я стал делать простенькие вещицы, по мере появления уверенности в своих силах, взялся за более сложные работы…Сейчас находить идеи помогает свояк, в интернете всё есть, важно, чтобы к идее был чертёж. Перенёс детали чертежа на фанеру и выпиливаешь нужные элементы, если есть усидчивость и терпение, времени требуется много.
Увлечение резьбой по дереву для него не просто любимое занятие, это что-то особенное, чему трудно подобрать названия. Профессионализм во всём: уровень мастерства, изобретательность, любовь к делу. Цельность характера «читается» в каждой работе. Причем, не трудно заметить исключительную требовательность автора, его ответственность, в первую очередь, перед самим собой. С большим уважением отношусь к людям, не изменившим своим детским увлечениям и превративших их в мастерство, которое покоряет и восхищает.
— Нынче многое изменилось, — рассуждает А.В. Присяжнюк, — иными стали подход к ручной работе, оснащение, материалы, а само творчество уже удел немногих.
— «Удельный вес» мастеров совсем невелик, — соглашаюсь я с собеседником и сразу же спрашиваю: — У Вас когда-нибудь возникало желание превратить своё ремесло в дополнительный источник дохода?
— Такие мысли не посещали, — задумчиво произнес Анатолий Владимирович, — да и подумайте сами, больших денег не дадут, а за бесценок продать столько труда вложивши… да ещё с моим недугом.
И тут я увидела, что на его правой руке только один палец, большой, четырёх нет. Признаюсь, стушевала, не знала, что сказать. Заметив это, А.В. Присяжнюк пояснил:
— Травму получил в 1978 году.
— А как же Вы…
— Приспособился, — не дав мне договорить, заверил Анатолий Владимирович и на весёлой ноте продолжил свой рассказ: — Вот и музыкальный инструмент смастерил, бывало сосед, царствие ему небесное, на гармошке играет, а я в такт ударяю, по барабану постукиваю. Теперь в одиночку импровизирую… С женой ещё и поём. Принимаем активное участие в художественной самодеятельности.
В подтверждение сказанному Надежда Николаевна включила видеозапись, где в День Победы со сцены Духовщинского РДКа чета Присяжнюк исполняют «Смуглянку», а на баяне играет директор совхоза Виталий Григорьевич Харлапенков, «очень хороший человек, доброй души». Чтобы подобрать певице военную форму, «в Смоленск ездили, пилотку с рубашкой быстро купили, а вот на юбку ткань подбирали, шить пришлось».
Невозможно не восхищаться этой обаятельной семейной парой. Никогда и ни при каких обстоятельствах не унывают, всегда оптимистично настроены.И пока звучали песни из их репертуара, удалось немножко приоткрыть завесу супружеской жизни.
— Родом я из Украины, — повествует Анатолий Владимирович, — в 1968 году был призван в Армию, служить довелось на Смоленщине. Во время уборочной страды нас направили на помощь в совхоз «Верешковичский», здесь и познакомился с Надеждой, она из местных, директором клуба работала. Приглянулись друг другу, стали встречаться. Время пролетело незаметно, в разлуке стали переписываться. После службы вернулся домой, да вот «зацепила» суженая. В 1970 году поженились, свадьба была, всё как полагается. Два года прожили в Украине, потом сюда перебрались. Приехали погостить, так и остались.
Работал шофёром на ГАЗ-53, ЗИЛ-555. На агрегате витаминной муки лишился четырёх пальцев, стал инвалидом. Но научился жить со своими недостатками, до 1993 года трудился слесарем, вулканизаторщиком, аккумуляторщиком. Потом перешел в животноводство скотником-пастухом.
В 2004 году Анатолию Владимировичу вновь пришлось пережить нервное потрясение, конь с личного подворья оторвал ногу, «58 лет тогда было, казалось, жизнь кончилась».
В такой ситуации многие теряют самообладание, трудно смириться с физической зависимостью от других, «хуже всего ощущать себя обузой». Отчаяние пришлось преодолеть, потому что «лишиться конечности — это ничто по сравнению с неизлечимой болезнью дочери, с детства инвалидом 1-й группы».
— Взял себя в руки, — откровенничает А.В. Присяжнюк, — думал за руль не сяду, до сих пор езжу. Главное — не унывать и не сдаваться. Сейчас мне уже 72 года, с уверенностью могу сказать, что жизнь стоит того, чтобы жить. Жаль, что понимаем мы это только после пересечения всех жизненных препятствий.
Автор Вероника Любомирова