В областной библиотеки имени А.Т. Твардовского недавно состоялось открытие выставки картин и демонстрация книг писателя и художника Александра Крячуна. Нашим постоянным читателям, конечно же, знакомо это имя. В этом году в «Сельской правде» мы напечатали несколько рассказов писателя, другие – ждут своей очереди.
Творчество Александра Дмитриевича своеобразно, интересно. Его повести и рассказы привлекают не только тематикой, но и особым языком повествования. Писатель часто вводит в диалоги простую разговорную речь; в описании природы находит новые, яркие краски. Его своеобразный стиль не оставляет сомнения в том, что Александр Крячун невероятно талантлив, строки его как бы «идут изнутри».
Описывая простого, ничем не примечательного рыбака в повести «Оставляя печаль на земле», автор удивляет читателя тем, как живет его антигерой. Жилого дома, как такового, у него нет. Вместе с подругой, которая после сиротского детства смогла все же получить профессию медсестры, они живут на берегу реки. Бесшабашная женщина, полюбившая рыбака, тоже становится рыбачкой.
Смысл жизни этой пары теперь уже чаще всего сводится к тому, чтобы купить водки, напиться до одури и забыться в хмельном угаре. Но не будем все же сильно осуждать этих опустившихся людей, находящихся на самом дне жизни. Автор Александр Крячун сумел разглядеть в своих антигероях и хорошие черты. Скажем, преданность женщины своему мужчине, которого она полюбила еще в юности. Она готова идти за ним хоть на край света. Да вот только не сложилась у них жизнь. На край света он не зовет свою подругу, а чаще «учит» ее кулаком, возмещая на ней горечь за свою неудавшуюся жизнь.
Глава из повести, о которой идет речь, была напечатана в «Сельской правде» 23 мая, в № 38. Она читается на одном дыхании.
Интересен и рассказ «Улыбка Крожа» с иллюстрацией автора, № 45 от 9 июня.
Рассказ «Феоктиста» напечатан в № 49, «Бес» в № 56, «Плюс-минус» в № 59, «Попались на «Милом друге» в № 62.
Не раз автор этих произведений был гостем нашей редакции. И сегодня мы беседуем с Александром Дмитриевичем, он рассказывает о себе, о своем творчестве.
— На выставке в областной библиотеке можно увидеть Ваши книги, картины, которые привлекают своим авангардизмом. Скажите, Александр Дмитриевич, кто же Вы в первую очередь – писатель или художник?
– Да я и сам иногда гадаю, чего у меня больше, – говорит автор. – Но, если поставить на чашу весов эти две страсти, то писатель все же перевесит.
Свои произведения я иллюстрирую сам, а рассказы и повести пишу, поглядывая на свои рисунки, сделанные в период экспедиций в горах и пустынях Средней Азии.
О своем становлении, как художника, А.Д. Крячун рассказывает в своей повести «Главная работа»: «Была молодость. Бесшабашество. Экспедиции – долгие, рискованные, впечатляющие. Горы лежали раскрытыми и обнаженными у ног: исследуй, изучай, познавай. Их не надо просить – они отдавали все сами. Только не терзай, не применяй к ним пошлое слово «покорил». Чтобы перейти на сйте https://мамки.com нажмите сюда .
Величие Тянь-Шаня и Памира одурманили Андрея. Ошарашенный увиденными красотами, он взял в руки кисть. Никогда у него не было даже мысли становиться художником, но он должен был им стать – донести до людей то, чего они никогда не увидят. И он им стал. Как это далось ему – не объяснить, как и не объяснить душевное состояние неандертальца, пытавшегося каменным зубилом высечь на стене пещеры нежный цветок…».
– Александр Дмитриевич, я знаю, что в Вашем творчестве особым блоком выделяются статьи об известных исследователях-смолянах: Н.М. Пржевальском, П.К. Козлове, С.С. Четыркине. Расскажите об этом.
– Действительно, особая часть моего творчества – статьи о первопроходцах. Это увлечение не могло прийти спонтанно. Когда-то, пройдя их тропами, у меня родилось стремление не забывать первых! Трехлетнее мучительное спасение Музея смолян-первопроходцев, созданного в нашем городе краеведом Н.Н. Кравклис, приумножение его экспонатами, сподвигло меня к написанию нескольких статей о них. Хочу в объединенном варианте напечатать книгу об исследователях к 180-летию со дня рождения Николая Михайловича Пржевальского, которое мы будем отмечать в апреле следующего года.
– Что ж, спасибо за беседу. Желаем Вам, Александр Дмитриевич, новых успехов в творчестве. И чтобы все задуманное получилось.
№74 от 21.09.2018