Оказавшись на месте трагедии, он, ни на секунду не задумываясь, бросился в воду спасать двух 10-летних мальчишек. Героем, при этом, себя не считает: «Любой другой поступил бы также». И говорит о тех, кто оказался рядом в момент происшествия, кто проявил особую находчивость и смекалку, кто сделал то, что просто не смог бы не сделать, кто не прошел мимо чужой беды.
Сейчас это самая громкая история. Неравнодушный, скромный мужчина, каждый день встречающийся нам на улице, в одночасье «заставил» говорить о себе весь город. Им восхищаются, гордятся, вдохновляются на добрые дела. Самоотверженный поступок достоин уважения. Недоумевает лишь наш Герой и удивляется:
— А можно было как-то иначе?.. Что особенного?
Всё!.. Он так и не смог осознать и оценить свой поступок.
В тот роковой день, 28 мая, у А.Е. Синицкого, старшего диспетчера МРСК «Центр», был выходной, который он проводил вместе с пятилетним сыном Ярославом. После обеда отправились, так сказать, в мужской компании на речку бросать камешки в воду, это одно из любимых занятий Ярослава.
— Сначала хотели поехать на мостик Третьяковского озера, — вспоминает Алексей Евгеньевич, — но в последний момент свернул в сторону дамбы, что на окраине города в районе улицы Красноярская, решил тем самым сэкономить время на дорогу, погода была по-летнему знойная. А на дамбе «и камушки, и водопадик», всё, что сыну нравится. Мы там часто бываем. Но в этот раз даже и не подозревали, что ждет впереди.
… Не далеко от дамбы, у речки развлекались 10-летние мальчишки. Настроение у них, естественно, отличное. Не надо выполнять домашние задания к урокам, в школьных дневниках выставлены годовые оценки, а впереди — длинные каникулы. Братья Денис и Дмитрий Великие уже предвкушали предстоящую поездку в детский оздоровительный лагерь. Было чему радоваться и их сверстникам Артему Анищенкову и Никите Литвиненко. Среди общего веселья плескания и шлепанья у берега по воде, один из двойняшек вдруг предложил искупаться. Другой, как и следует брату, поддержал его.
Несмотря на жару, вода была холодной. И если их друзья отказались, то братья «демонстрировали» свою удаль. Плавать не умели, но по дну шагали отчаянно, так и не осознав, что попали в углубленное место реки. Оказавшись во впадине и пытаясь друг другу помочь, стали тонуть.
Находящиеся рядом Артём и Никита ужасно перепугались, но не струсили. Предпринимали все попытки для спасения товарищей. Протягивали им руки, не получалось. Шагнуть к ним ближе было страшно, боялись, что вместе с ними на дно пойдут. В отчаянии выбежали на дорогу останавливать проезжающую машину.
— Ещё издали, заметив паникующих мальчишек, притормозил, — рассказывает Алексей Евгеньевич Синицкий, — те взывали о помощи, бессвязно сообщая, что братья Великие тонут.
Чуть было не поверил. В воде никого не было. На реке тишь да гладь, только кое-где «рябило» от бьющих ключей. И тут увидел детскую одежду, что лежала на берегу. Значит — мальчишек уже скрыла вода. Реакция была молниеносной. На раздумья просто-напросто времени не было. Прекрасно понимал, что в его распоряжении максимум минут пятнадцать. И он мгновенно прыгнул в воду, ныряя в точно указанном месте. Это облегчило поиск.
«Нащупал» тело одного из мальчишек, вытащил его на берег. Вздохнул с облегчением, когда тот после реанимационных действий начал подавать признаки жизни. Передал спасенного остановившемуся на дороге таксисту, как потом выяснялось, Сергею Александренкову, поспешившему на помощь. Незамедлительно вызвав Скорую, вновь вернулся в воду за вторым мальчуганом.
Стал нырять и искать пока за что-то не зацепился. Нырнул ещё раз, обнаружил. И вытащил уже посиневшее безжизненное тело ребенка, уложил его прямо на дороге.
— До сих пор нелегко вспоминать события того дня, — признается А.Е. Синицкий, — казалось, в моих руках не ребенок, а мокрое, холодное «полотенце». У самого испуг, жутко было держать, по сути, мертвое тело. Трудно давались и попытки оживить. Думал, что надежды уже нет. Предстояло срочно разжать мальчишке рот. Неимоверные усилия, это только в ученье на куклах всё просто, на деле иначе. Однако здесь счет шел на секунды. И когда из легких и желудка вместе с водой стали выходить рвотные массы, появилось дыхание… Жив, промелькнуло в голове, и непередаваемые чувства в тот момент овладели мной.
Прибывшие медики оказали мальчишкам незамедлительную помощь. Пострадавших доставили в районную больницу, и там врачи еще долго боролись за их жизни. Затем отправили в г. Смоленск, сейчас Дмитрий и Денис Великие находятся под наблюдением в Клинической детской областной больнице, готовятся к выписке. Угроз для их здоровья нет, как говорится, в «рубашке родились».
Если бы не оперативная помощь, ситуация могла закончиться трагически. Родители мальчишек до сих пор не могут поверить в случившееся.
— Как представлю, что с нами было бы, — причитает Евдокия Николаевна Великая, мама пострадавших, придя в редакцию, чтобы выразить слова признательности всем, кто предотвратил беду.
Сейчас она уже улыбается, «с божьей помощью всё обошлось», перечисляет тех, кто не стоял в стороне, действовал, при этом не переставая недоумевать:
— Ну что, сорванцов, занесло туда?.. Алексей Синицкий — это теперь их ангел-хранитель! Огромное спасибо водителю такси Сергею Александренкову, делал всё, что мог. Мальчишки, Артём Анищенков и Никита Литвиненко, молодцы, не растерялись. Низкий поклон медицинским работникам — фельдшеру Тамаре Степановне Зипуновой, диспетчеру скорой помощи Татьяне Николаевне Алексеевой, а также водителю Игорю Валентиновичу Нефедову. Хирургу Сергею Сергеевичу Лизунову, врачам-педиатрам Анастасии Владимировне Ершиковой и Татьяне Михайловне Сударевой. Медицинским сестрам и санитаркам хирургического отделения. И всем, кто поддержал нас в эту трудную минуту!
Вспомнив об этих словах благодарности, когда вместе с А.Е. Синицким уже находились на месте происшествия, у Алексея Евгеньевича спросила:
— Скорая-то быстро приехала?
— Думаю, да, — ответил он, — минут десять прошло, не больше. Время не засекал, главное, что своевременно. Проявили настоящий профессионализм, делали всё четко и слаженно. И, несмотря на то, что это их долг, заслуживают слов признательности.
Какое-то время, каждый со своими мыслями и воспоминаниями, стояли молча, глядя на речную гладь. Затаился и «черный омут» в ожидании очередной жертвы, глубина здесь — несколько метров. Об этом знаю ещё со времен своего детства, оказалась как-то свидетелем, когда корову трактором вытаскивали из этой «дыры . Это сколько же лет она существует, притягивая своей безобидностью?.. Гиблое место.
— Вода на глубине не просто холодная, ледяная, — заговорил Алексей Евгеньевич, — возможно, это и помогло детям. Если верить медицине, тело в такой воде «консервируется».
— А мне кажется, что это Вы в нужный час оказались на этом месте, — подчеркнула я.
— Не я — это случай оказался здесь! — поправил он меня.
Когда покидали место происшествия, в адрес А.Е. Синицкого прозвучал последний вопрос:
— Сын Ваш как отреагировал на случившееся?
— Ближе к вечеру заговорил об увиденном, — улыбнулся Алексей Евгеньевич, — признался, что отстегнулся от детского кресла, выйти без разрешения боялся, но подглядывал в окно, «прятался, когда папа из воды выходил, чтобы не увидел непослушания». Вроде бы, не испугался. Слава Богу, что всё хорошо!..