Заявленный в афише Дворца культуры «Центральный» вечер романса «Гори, гори, моя звезда!» стал самым ярким литературно-музыкальным событием начала 2018 года. Творческий дуэт Оксаны Балашовой (сопрано) и Сергея Хохлова (фортепиано) подарил вяземской публике целый букет приятных впечатлений.
Спадающий мягкими волнами тюль нежно-бежевых оттенков с россыпью звезд в качестве декораций, платья и костюмы, красиво обрамляющие силуэты выступающих, воцарившийся посреди сцены музыкальный инструмент задавали романтический тон проходящему событию в мгновение ока.
Сергей Хохлов открыл программу исторической справкой о становлении романса, о том, как романс кочевал по миру. Зрители узнали, что, возникнув в Испании на рубеже XV-XVI веков, в XVIII веке он быстро получил признание во французской культуре, и уже из Франции в первой половине XIX века проник в Россию, образуя новый жанр — российскую песню, предшественника русского романса.
Голос Оксаны Балашовой заполнил зал. Под благозвучный аккомпанемент прозвучали композиции «Только раз», «Ночь светла», «Старый муж, грозный муж», «Побудь со мною».
Говорят, что состоявшийся романс – это мини-спектакль. В этом убедились гости вечера. Зал буквально взорвался аплодисментами и криками «Браво!», когда прозвучал романс одной из немногих талантливых женщин-композиторов Марии Перроте «Не говорите мне о нем». Со сцены звучали слова:
Он виноват, что я грустна,
Что верить людям перестала,
Что сердцем я совсем одна,
Что молодой я жить устала…
В этот момент люди, кажется, перестали даже дышать. Каждая представительница прекрасного пола на несколько секунд вспомнила свою историю любви, окунулась в свои самые сокровенные переживания и оторвалась от реальности с застывшими на глазах слезами.
Нужно отдать должное радушной и интеллигентной публике: словно по негласному регламенту, четко по завершении очередного романса к сцене подходили люди и чествовали выступающих цветами и конфетами, осыпали словами благодарности и напутственными речами.
В продолжение концерта Оксана Балашова, обладательница уникального по красоте и диапазону голоса, продолжала покорять слушателей чувственным исполнением знаменитых романсов более позднего периода, пока, наконец, не подошла к произведению, давшему название музыкальному вечеру. Созданию романса «Гори, гори, моя звезда!», как рассказывал С.Хохлов, сопутствовало несколько событий. К 700-летию Москвы объявили несколько конкурсов, в связи с чем по стране прокатился творческий бум. Написанный романс, который был весьма высоко оценен в 20-х годах двадцатого столетия, запретили как белогвардейский. Вернулся в массы он только в 50-е годы, причем везде указывалось, что имена авторов музыки и текста безвозвратно утеряны. Только благодаря найденному экземпляру оригинальных нот романса, датируемых 1847 годом, было установлено, что причастными к появлению на свет одной из жемчужин русского романса были П.Булахов и А.Чуевский. Напоследок Оксана Балашова и Сергей Хохлов представили публике обработки русских народных песен, цыганские романсы, ямщицкие сочинения, характерные плавные мелодии которых легко ложатся на слух и надолго остаются в памяти людей.
По просьбе зрителей (а точнее, мамы Оксаны Балашовой) в конце литературно-музыкального вечера на «бис» был исполнен романс «Я вся горю!» (песня Анюты из кинофильма «Веселые ребята»).
Надо сказать, что чарующий мир русского романса по-прежнему вдохновляет исполнителей, волнует слушателей и собирает их вместе. Особенно трогательны такие встречи зимними вечерами, когда на улице зябко и мрачно, а в зале Дворца культуры «Центральный» уютно и тепло от задушевной музыки.
После концерта договорилась встретиться с О.С. Балашовой и когда готовилась к интервью, на глаза попался текст беседы с Ниной Шацкой, заслуженной артисткой России, исполнительницей романсов. Мне там очень понравился один вопрос, с которого я бы и хотела начать: что в вашем характере есть такого, из-за чего вам еще на начальном этапе карьеры кто-то сказал: «Девушка, вам надо петь романсы»?
— Мне, наверное, этого никто не говорил, это опыт, я могу петь разное. После окончания училища искусств в Средней Азии я начала исполнять заглавные партии в оперном театре, но не бросала и академический хор. Когда приехала в Вязьму, я как вокалистка первым делом пошла в Троицкий собор. Там преподавательница меня услышала и предложила: «Давай я поговорю с нашим руководителем оркестра, и ты споешь романс.» Я согласилась. Мне был тогда 21 год. Романс назывался «Не уходи». Но всецело этот жанр меня захватил только к 25-26 годам.
— Вы никогда не думали об участии в крупных вокальных проектах типа «Голос»?
— Мне несколько раз приходилось себя испытывать, пусть и не на таком высоком уровне. В международном дистанционном конкурсе «Первые ласточки», где я пела романс М.И. Глинки «Не искушай меня без нужды», а Сергей Хохлов мне аккомпанировал, наш дуэт занял первое место.
Потом мы узнали, что в Москве проходила «Романсиада» — международный конкурс молодых исполнителей русского романса. Подали заявку, выступили и горько разочаровались, осознав, что там побеждают люди, которым место в кабаках, с сигаретой в зубах и закидыванием ног на рояль. Мы не туда пришли: мы академичные, скромные, а там это не в почете.
Когда в 2013 году в международном конкурсе исполнителей эстрадной, джазовой и классической музыки «Хрустальная лира», который проходил в Смоленске, впервые предоставили возможность принять участие преподавателям, я подумала: «А почему бы и не попробовать? Я все равно везу детей!» Тогда мы с нашим молодым концертмейстером из детской школы искусств им. А.С. Даргомыжского А.Э. Федотовой взяли Гран-при. Исполняли классический романс П.И. Чайковского «Я ли в поле да не травушка была», по-настоящему сложный, не похожий на городские романсы, которые вы слышали во Дворце культуры.
— Как сложился ваш дуэт?
— Сережа — вязьмич, мы с ним познакомились благодаря пению в хоре больше 20 лет назад. Сергею было 11, мне — 21. В спевке хора в Троицком соборе взрослые всегда поют сразу после детей. После того, как он закончил Смоленское музыкальное училище и поехал получать высшее образование в Москву, мы начали встречаться как приятели и время от времени в шуточной форме высказывали обоюдное желание сделать что-то совместное, но конкретных привязок к датам не звучало, выбора репертуара не происходило.
Свел нас случай: Сережина первая учительница по классу фортепиано Т.И. Бодрецова отмечала свой 70-летний юбилей, для него делом чести было подготовить для нее творческий подарок. В одиночку сделать это эффектно и эффективно было довольно сложно, а к вокалистам он, как и большинство музыкантов, относился очень предвзято: все пошло со времен музыкальной школы, где именно вокалисты были у Сергея иллюстраторами (люди, исполняющие ту сольную партию, которой ученики аккомпанируют). Серьезных проектов со мной он не хотел, но ради события в однократном режиме решил попробовать. Мы выбрали несколько романсов из числа тех, которые мне были знакомы. С того момента прошло пять лет, и мы доросли до выездных гастролей.
— Как у вас строится работа? Есть какой-то календарный план?
— Сергей обычно звонит мне заранее, месяца за два и говорит: «Есть такие-то и такие-то даты». Я выбираю из предложенных вариантов самый удобный, когда нет занятий в школе или выступлений на вяземских площадках. График мы строим не на год, а на несколько событий вперед.
— Кто был для вас самым первым и главным авторитетом в музыке?
— Пожалуй, Елена Образцова. Она в основном бралась за классические романсы, тем не менее, ее школа, подача, энергетика — это что-то невероятное. Самое первое, что я услышала в ее исполнении, была ария графини из «Пиковой дамы», тогда меня ошеломил ее грудной голос. После занятий бегала к своему преподавателю и просила поставить мне романсы Елены Образцовой на пластинках. Кстати, романс, который я исполняла в Смоленске на конкурсе, был перепет именно с Образцовой. Я многих исполнителей послушала, но ее манера уникальна.
— Назовите свои любимые три романса.
— Первый — «Сирени запах и трели соловья», я даже не могу назвать причины, он мне близок. Второй — «Он виноват». Несколько раз я попадала в нелепые ситуации, когда после исполнения этого романса ко мне подходили мужчины и предлагали выйти за них замуж. Всегда отвечала: «Да вы что?! Я в браке, я в счастливом браке, у меня все прекрасно!» Третий по счету, но не по значимости, романс «Гори, гори, моя звезда».
— Вспоминаются ли вам какие-нибудь курьезные случаи, связанные с вашими слушателями?
— Основная масса людей, которые ходят на наши концерты, — милые, интеллигентные люди. Но поведение некоторых зрителей не перестает меня удивлять. Как-то раз на задних рядах расположилась семья: мама, папа и двое детей. На протяжении всего выступления они не прекращали есть чипсы и сухарики. Замечания в их адрес сыпались со всех сторон: «Очень громко!», «Вы понимаете вообще, куда пришли?», «Это классическая музыка, имейте уважение». На что глава семейства отвечал: «Это же дети. Что вы от них хотите?»
Вспоминаю еще один момент в Москве, когда во время концерта (это был не вечер романсов, ведь помимо этого жанра, мы и советские песни поем, и народные, и военные) в зал ворвалась молодая пара. Они стояли и танцевали, вели себя безобразно. Ладно бы темно было, и я бы их не видела, но в зале свет не был приглушен. В такой обстановке донести смысл песен невозможно.
— Как вы настраивались на концерт во Дворце культуры?
— В тот день мы шли на концерт с полной уверенностью, что сейчас его отменим. Мне нездоровилось, я петь вообще не могла. Так что, волнения были, но характер их был иной.
№4 от 01.02.2018