Вяземский район Культура

Этот май преподнёс очередную театральную премьеру посетителям Дворца культуры «Московский», сцена которого усилиями актёров народного театра-студии «МоСТ» превратилась в кухню одного старого послевоенного дома, ставшую общей для двух совершенно разных семей с такими похожими судьбами.

После коротких сатирических зарисовок в стиле Д. Хармса и М. Зощенко молодой режиссёр Д.В. Перепёлкин обратился к эмоциональной и очень актуальной для нашего времени постановке. Драма под названием «Наша кухня» по пьесе Аси Котляр переносит зрителя в 80-е годы прошлого века, в квартиру готовящегося к сносу дома, в которой уже почти сорок лет душа в душу живут две женщины.

Мария (Мария Фрикацел), или Маня, как её называют другие действующие лица, – школьная учительница и мать двоих детей. Потеряв в годы войны любимого мужа, она на всю жизнь сохранила верность ему и посвятила себя воспитанию дочери Элеоноры и сына Юрия. Элеонора выросла и решила пойти по стопам матери, выучилась, стала педагогом, но вскоре свернула с выбранной дороги и стала жить с богатым ухажёром, который старше её почти на двадцать лет. Отрада матери, сын Юрочка, уехал служить в «горячую точку» и лишь изредка присылал короткие скупые письма…

Цицилия (Александра Флягина), или попросту Циля – еврейка без определённой профессии, местожительства и семьи. Попав в немецкий плен в начале 40-х, она вместе с мужем и маленьким сыном была приговорена к расстрелу, но чудом спаслась от смерти. Оставшись одна в окружении врагов и гонителей еврейской расы, Цицилия умерла бы, если не от пули, то от горя по потерянной семье, если бы вскоре не встретила Маню, которая позвала ее жить к себе.

Много воды утекло с тех горестных времён: забрала война мужей, дети выросли и разлетелись, как птицы из гнезда, и остались две женщины, каждая со своим горем и тяжёлым грузом памяти. Но перед зрителями Циля и Маня предстают вовсе не в образе скорбящих вдов, напротив – не проходит и минуты, чтобы одна из них не отпустила едкую шутку в адрес другой, вызывая смех в зале. То они обсуждают частые визиты пожилого соседа и в шутку примеряют на себя его фамилию, то ссорятся из-за единственной кружки, оставшейся от давно погибшего мужа Мани, то хором считают мизерную прибыль, которую приносит в дом чулочный «бизнес» Цицилии.

Несмотря на общий юмористический тон постановки, она остаётся драмой, и зритель убеждается в этом, как только на сцене появляется дочь Мани Элеонора (Арина Крупова). Несмотря на все тяготы, которые пришлось перенести её матери до и после войны, Элеонора не признаёт ни её верности погибшему отцу, ни решения приютить у себя «приживалку» Цицилию, ни даже решения брата Юры исполнить свой интернациональный долг в чужом государстве. В лице Эли перед нами предстаёт новое поколение, не знающее тех страшных испытаний, через которые пришлось пройти их родителям, и не желающее нести на себе груз их памяти. Этот конфликт поколений, имеющий место и в современном российском обществе, становится причиной конфликта семейного, который разрешается лишь с приходом трагического известия о сыне Мани, погибшем на другой, далёкой и чужой войне.

Так заканчивается история двух женщин и двух семей, опалённых войной. Для зрителя остаётся тайной дальнейшая судьба трёх героинь, но короткий эпизод из их жизни, прожитый на маленькой кухне старого послевоенного дома, становится напоминанием о судьбах миллионов таких же семей, порушенных и обездоленных, в общем стремлении советского народа завоевать свободу для будущих поколений.


Вязьма№23 от 08.06.2017. Фото автора.


Вам также может понравиться