Всегда очень сложно говорить о классике. С одной стороны, тема довольно избитая, и каждый из нас с умным видом может рассуждать о достоинствах классической литературы. «Гамлет» Шекспира? Как же, знаем! «Война и мир» Толстого? Да, это шедевр – «проходили» когда-то в школе! Но признайтесь себе откровенно: когда вы в последний раз открывали и перечитывали гениальные стихи Пушкина, удивительную светлую прозу Тургенева, пронзительные рассказы Бунина, смешные и грустные миниатюры Зощенко и Аверченко? А ведь это интересно – сравнить ощущения от когда-то «пройденного» в школе с тем, как вы воспримете классику сейчас. Может быть, проведете и найдете параллели между теми, с кем нас разделяют века? А может, найдете и откроете для себя что-то новое и взглянете на классическую литературу другими глазами? Так, как это было 25 марта на премьере пластического спектакля по драме Лермонтова «Маскарад», прошедшего в Городском Центре досуга. Почему Лермонтов? Наверное, потому что его романтическое творчество близко восприятию молодыми людьми: это внутренний бунт, это разрушение стереотипов – всё, что так волнует молодых людей. Почему «Маскарад»? Потому что часто маски, которые мы носим, не снимая, привыкая к ним – это не защита от внешнего мира, а лишь желание выглядеть пристойно, как все, не привлекая к себе внимания и пряча самые сокровенные чувства и желания. Итак, Лермонтов «Маскарад». Ни одного слова, ни одного монолога, который дал бы хоть на мгновение оторвать взгляд от сцены. А на ней – два блистательных хореографических коллектива: «Каприз» и «Форсаж». И только язык танца, язык движений, пластики, симбиоз потрясающей музыки и балетмейстерского таланта Светланы Смроновой, руководителя хореографического коллектива «Каприз» помогает зрителю перенестись на два века назад, в дом Энгельгардтов, на трагический маскарад, погубивший Нину Арбенину и ее мужа. Глупость и коварство под маской добродетели и приличий…А под ней – пустота души.
Картина маскарада – это даже не иллюстрация к жизни – сама жизнь, в которую вплетаются сильные страсти, игра, интриги…Смотрите – это уже не 19 век, а наш, жестокий и фальшивый. Нет нужды останавливаться на сюжете произведения – он известен даже тем, кто не читал «Маскарад» (классика, все сюжеты знакомы!). Гораздо интереснее было наблюдать за «игрой» актеров, которым позволено было всё, кроме слов. Выразить не просто эмоции с помощью танца, а рассказать историю, вовлечь зрителя в происходящее на сцене, заставить переживать, смеяться и плакать. Это ли не искусство? И ребятам это удалось. Зал замирал, когда на сцене было противостояние между Арбениным и Звездичем – глаза в глаза, то удаляясь друг от друга, то сходясь в незримом поединке – дуэль внутренняя, прорывающаяся в резких, неожиданных танцевальных движениях, подчеркиваемая скупым музыкальным обрамлением. Здесь главное – неслышный диалог героев, который они ведут между собой и их энергетика – светлая и темная. Дуэт Нины и Евгения Арбениных. Мягкость, нежность в каждом повороте головы, в каждом прикосновении, кружении друг возле друга. Он – центр, планета, она его отражение, повторяет каждое движение, ловит его настроение, не понимая отчуждения и холодности, которое изредка сквозит в танце. Страстный танец – соло княгини Штраль. Дерзкая, вызывающая, надменная, и каждый взгляд в зал – как вызов, каждое движение – отточено. Она знает, что делает и чего хочет от жизни.
Сцена смерти Нины и безумия Арбенина – центральная. Здесь не нужны слова, каждый и так понимал: зло оказалось сильнее, это не сказка. Удивительная находка балетмейстера, персонаж, которого нет в драме, но он – один из главных в постановке – Совесть. Девушка с бесстрастной маской вместо лица, появляющаяся в переломные моменты жизни, предлагающая выбор, кружащая вокруг главных героев, шепчущая, зовущая за собой, но часто бессильная что-то изменить, потому что выбор – это право каждого из нас, и жаль, что иногда он не верен. Самая яркая сцена – финальная. Сцена «грязи», где все срывают с себя маски, надеясь…на возрождение?
Невозможно, конечно, остановиться подробно на всех сценах спектакля. А они были очень интересными: и танец карт, и танец официантов, и стильный выход игроков-картежников, и постоянные мизансцены, возвращающие нас в маскарад, и кружение в вальсе – много эпизодов, сменяющих друг друга, вытекающих один из другого, цепляющих каждый по-своему. Важно совсем другое. Классика – это не застывшее раз и навсегда изваяние, памятник, скульптура. Это живая, до сих пор живая музыка, которая звучит в каждом. По-своему. Иногда без слов…
№14 от 29.03.2017