Вам снятся сны про сдачу экзаменов? Ну, признайтесь же, снятся. Я про то: как-будто экзамен надо сдавать, а ты ничего не знаешь, или вообще не знал, что экзамен будет… В общем, просыпаешься с гулко бьющимся сердцем и лёгкой дрожью в конечностях. Я тоже, бывает, так просыпаюсь, хотя в жизни никогда экзаменов не боялась. Честное слово! Лёгкое волнение – и всё. Не то, что бы я всегда всё знала, просто в наше время экзамены – это общение с педагогом, в первую очередь. Ну, а тут уже артистические данные – только в помощь! Главное, знать, чем обаять педагога. А, если не прокатило, – выдавай все знания по предмету.
Всероссийская акция «ЕГЭ для родителей» застала меня врасплох. Вернее, я, конечно, видела по телевизору родителей на экзаменах, но, когда мне позвонили с предложением поучаствовать, была несколько растеряна. Я, конечно, согласилась – это ведь так, не для чего, просто попробовать. Но волноваться начала заранее: что это за «зверь» такой – ЕГЭ? Тем более по русскому языку! Я со школьных времён помню, как пришли мы на свой первый урок в 4 классе к Анастасии Ивановне Тычининой, а она нам: «Русский язык на «5» не знаю даже я! Так что думайте, на какие отметки рассчитывать!» Вот так вот…
21 февраля в 9 часов 30 минут положено было быть в школе, отметиться по паспорту. Ну, я-то прилетела в начале десятого, самая первая! И начала бояться, как во сне в том, что про экзамены. Да-да, именно бояться! Ни разу в жизни до этого не испытывая «школярского» страха. Чего бояться? А вот, поди ж ты, страшно! Боялась я одна недолго – скоро подошли другие участники, и мы стали бояться вместе. Затем робкой стайкой мы потянулись в сопровождении педагогов в кабинет сдачи экзамена.
Ну, что сказать? Писали мы экзамен 40 минут: тестовые задания и письменную работу. Скажу честно, я дольше разбиралась, как и что делать. Чуть мозг не сломала – к какому заданию какой текст и что от меня вообще хотят? Сочинение, конечно же, написать не успела, но начала. По результатам, а их объявили почти тут же, – я в серединке, не хуже других.
Собой осталась довольна – как-никак почти тридцать лет назад школу окончила, а знания есть. Добрым словом помянула наших учителей словесности Анастасию Ивановну Тычинину и Ларису Ивановну Прохорову. Светлая им память!
Перекусив в столовой, а как же! – нервы, почти вприпрыжку, как школьница, побежала на работу. И знала уже, что скажу сыну про предстоящую ему сдачу ЕГЭ! Да и своим подопечным – студийцам тоже: ребята, все ваши ОГЭ, ЕГЭ-тьфу! Ей-богу! Вот в наше время… Сидишь, бывало, с педагогом глаза в глаза и знаешь, что он всю твою поднаготную насквозь видит. И, как бы ты ни выучил билеты, если не успевал по предмету ранее, не видать тебе приличной оценки!
С экзамеционным пакетом в необъятной сумке – надо же сыну результаты показать, похвастаться – бегу по короткому пути от школы, радуюсь «пороху в пороховницах» и полученной дозе адреналина. Вдруг замечаю, сколько на этом малолюдном пространстве… котов. Вон – один с озабоченным видом через тропинку перебегает, другой чутко дремлет на столбике забора, третий, четвёртый… И вспоминаю, как мы им, котам, в детстве завидовали. Нет, ну в самом деле: спят, едят, гуляют – никаких забот. Нам всерьёз было завидно! Коты ведь уроки не учат и экзамены не сдают…
Окунувшись в состояние счастливого школьного детства окончательно, с грустью думаю, что, – как это по-научному? – единственное психологически-эмоциональное отличие человека и животных (котов!) – чувство юмора. Они не умеют смеяться…
Ирина Зуева.
№11 от 24.03.2017