«Я включаю музыку и ухожу в самый конец зрительного зала. Дети ждут за кулисами. На сцене не остается никого. Я слушаю песню, ее слова, ритм и постепенно начинаю видеть будущий танец. Только тогда зову моих ребят… Так каждый раз начинается наша работа.»
Оксана Федорова занимается с детьми восьмой год. В городском Доме культуры несколько творческих объединений, в которых ребята учатся танцевать – «Капельки», «Апельсин», «Адажио», «Светлячки», «Мультяшки» и «Малыши». Все они являются танцевальной студией «Новый век», и все – под ее руководством. И вряд ли хоть одно из крупных городских или районных мероприятий обходится без выступления этих коллективов, ведь танец – украшение любого праздника.
За все время работы на их счету множество участий в общероссийских, областных и районных конкурсах и фестивалях, не раз они становились лауреатами I, II и III степени. В 2013 году Оксана была отмечена в районном смотре-конкурсе «Лучшей по профессии» среди работников культуры. А в 2014-м «Новый век» стал победителем конкурса «Лучший самодеятельный коллектив Смоленской области» в номинации хореография, им была присуждена премия Губернатора.
Недавно пришла еще одна хорошая новость – Оксана получила национальную премию «Будущее России», она награждена Дипломом II степени в номинации «Молодой творческий деятель».
«Ходить и танцевать я начала почти одновременно», – рассказывает Оксана. Ее детство и отрочество прошли в Чистике, где жила их семья. А в этой деревне, наверно, нет ребенка, который бы не попробовал выступать на сцене, тем более, если к этому у него есть склонность. С шести лет родители записали девочку в танцевальную студию «Юность» местного Дома культуры. Первым наставником Оксаны была нынешний директор СДК Наталья Васильевна Сечкова, потом хореографом их группы стала Ирина Владимировна Левусенкова. Под их руководством Оксана училась первым сценическим движениям, а потом полюбила танец всей душой. Уже студенткой, она не раз приезжала из Смоленска в родную деревню, чтобы выступать на концертах. «В этом Доме культуры прошла вся моя школьная жизнь… и половина студенческой», – говорит она.
После 9 классов Оксана поступила в Смоленский колледж при государственном институте искусств на отделение хореографии. Она уже видела себя в будущей профессии и, получив от родителей однозначное одобрение, решила не терять времени. А в 20 лет начала работать в Руднянском ГДК, набрав две группы – 16 малышей и 8 старшеклассников. И тогда же все начало удаваться…
Оксана рассказывает, что манеру поведения, общения переняла от преподавателя в колледже, их куратора Екатерины Владимировны Георгиу. В 2013 году она приезжала в наш район в составе комиссии для подтверждения звания «Образцовый самодеятельный коллектив», была в Рудне и в этом году. Так после учебы Оксана дважды экзаменовалась у бывшей наставницы.
Второе высшее образование Оксана получила заочно, в СГАФКиТ на факультете адаптивной физкультуры. «Мне захотелось больше узнать об анатомии, ведь работа с детьми – очень ответственное дело. Педагог может вовремя увидеть проблему (то же нарушение осанки) и помочь ее решить. Или обратить на это внимание родителей, если вопрос серьезный. В этом случае танец становится видом лечебной физкультуры. Всего за три месяца можно выпрямить детские спинки». Но и на этом она не остановилась и, повышая квалификацию, закончила курсы лечебного массажа с полной уверенностью, что в свое время и он пригодится.
Интересно, что за эти неполные восемь лет, Оксана вышла замуж и родила двоих детей, так ни разу по-настоящему и не взяв декретный отпуск. Уходила всего на два месяца и неизменно возвращалась к любимой работе. Specteh брокер. Сейчас ее Ульяна и Петя еще дошкольники, но уже танцуют в маминых младшей и подготовительной группах.
– В чем же твой секрет успеха в работе? – задаю я Оксане неизменный вопрос для всех отличившихся в своей профессии людей.
– Просто у нас весело, – не задумываясь, отвечает она. А потом объясняет подробнее, – я учу детей получать удовольствие от того, что они делают. Иначе ничего не получится. Однажды один наш мальчик сказал: «Мы здесь не танцуем, мы учимся жить, дружить». И это, действительно, так – старшие помогают маленьким, пока болела – «апельсины» занимались сами и проводили репетиции у малышей. Важно пробудить интерес, а потом и результат будет. А танцевать можно научить любого и с любого возраста, главное – желание. К нам приходят и после девятого класса.
Еще у нас есть запрещенные слова: «не хочу, не могу, не получится», такую установку мне еще в детстве дал брат, и я ему за это сейчас благодарна. Если сразу кажется, что трудно, планку все равно не опущу, будем работать. Например, все поддержки я сначала делаю сама, – получилось у меня, значит, смогут и они. Стараюсь приучать ребят к честности, ответственности, обязательности, если начали делать – делаем до конца.
– Бывает тяжело уловить настроение в коллективе?
– Да особенно среди 4-5-летних малышей, ведь каждый день те же дети приходят в разном настроении. И здесь помогает такой прием – на 10-15 минут до занятия оставить их в танцевальном классе как будто без присмотра, чтобы немного побегали, поиграли, поделились своими новостями… Потом, когда все их «важные» вопросы уже решены, входит преподаватель и репетиция начинается.
– Еще один важный момент – расстановка на сцене. В первой линии всегда стоят те, кто лучше танцует, но она может меняться…
– Это стимул для остальных – стараться, потому что намеренно я никого не выделяю, – рассказывает Оксана. – Лучше получается у тех, кто прислушивается к моим подсказкам.
За год работы Оксана с ребятами успевают подготовить 22 номера (по группам и совместные). В настоящий момент у нее занимаются 124 человека. Отдельные группы насчитывают до 30 детей. Можно себе представить, сколько одних костюмов нужно сшить. Это труд Нины Кузьминичны Зарянкиной, но придумывать и украшать их опять-таки берется сама балетмейстер. И здесь зрители единогласны – наряды у ребят отличные!
Одним из лучших подарков детям становятся ежегодные поездки на озеро после отчетного концерта. Для руководителя – это еще и большая ответственность, на которую не так-то просто согласиться, но чего не сделаешь для своих ребят, ставших за эти годы родными?!.
Мы заканчиваем нашу беседу вопросом о выпускниках. Со студентами у Оксаны больше дружеские отношения, ведь разница в возрасте совсем невелика. Они учатся в разных учебных заведениях, но все продолжают танцевать, особенно юноши. «Из-за нехватки мальчиков в »Апельсине», – говорит Оксана. – Я приглашаю их на выступления. »Прилетают» все». Вот именно – прилетают, очень верное слово. А можно ли лучше выразить свое отношение к учителю и благодарность ей?!
№12 от 24.03.2017.