В этом году бойцы поискового отряда «Штурм» подняли два советских самолета, сбитых в 1943 году в небе над Ярцевом. Они смогли сделать почти невозможное – установили имена всех четырех членов экипажа фронтового бомбардировщика «ТУ-2».
Квадрат, политый кровью
В Ярцеве сформированы и успешно работают 6 поисковых отрядов. «Штурм» считается самым молодым среди них. Первая Вахта Памяти для штурмовцев состоялась в 2013 году. В этом же году отряд был официально зарегистрирован и ему выдали паспорт. Численность «Штурма» небольшая. В настоящее время поисковой работой и патриотическим воспитанием молодежи занимаются 8 человек.
Командир «Штурма» Николай Кулешов родился и живет в деревне Кротово. Ему близка эта земля. Он хорошо знает местность, и поэтому территория Кротовского и Зайцевского сельских поселений стала основной зоной поиска для него лично и товарищей по отряду. Земля в этих местах обильно полита кровью советских солдат. В августе-сентябре 1941 года здесь шли ожесточенные и кровопролитные бои с врагом, рвавшимся к Москве. Много солдат полегло на этой же территории и во время наступательной операции в августе-сентябре 1943 года.
В архиве Министерства обороны Николай нашел данные, указывающие потери Красной Армии на этом направлении в 1941 году. Так вот, за полтора месяца боев по обороне ярцевских рубежей в квадрате Капыревщина, Колковичи, Зайцево, Шишкино потери наших войск составили 47 тысяч человек, фашистов полегло – 7 тысяч.
— Поэтому поднимать солдат и возвращать их имена нам предстоит еще долго, — считает Николай Кулешов.
В этом году поисковиками из отряда «Штурм» было найдено 22 бойца. 8 имен установлено. И все же главной находкой, которой они гордятся по праву, стали два самолета.
Прерванный полёт
17 августа 1943 года с аэродрома под Ржевом, где базировался 12-й бомбардировочный полк 5-й воздушной армии, взлетел бомбардировщик «ТУ-2» и взял курс на Духовщину. Экипаж получил боевое задание бомбить скопление войск и техники противника, уничтожить фортификационные сооружения в районе деревни Кулагино Духовщинского района. Сбросив бомбы на врага, «ТУ-2» взял курс на свой аэродром, но домой он не вернулся.
Теперь, спустя 73 года, установить истинную причину падения самолета невозможно. Их может быть три. Из боевого донесения командования 12-го бомбардировочного авиационного полка: «17 августа 1943 года в 17.00 экипаж мл.лейтенанта Чернокрылова вылетел на выполнение боевого задания одиночным самолетом. Полет проходил в густых облаках. Боевое задание в таких условиях экипаж совершал впервые. По данным других экипажей, погода в районе цели была плохая. Также некоторые экипажи в районе Береснева были обстреляны зенитной артиллерией. А один экипаж видел в районе цели фашистский истребитель «Фокке-Вульф-190». Обстоятельства гибели и причины невозвращения экипажа неизвестны».
Находка в урочище Сельцо
Анализируя это донесение, можно предположить, что бомбардировщик был подбит зенитным огнем, или его очередью «прошил» «фоккер». А может быть, летчик из-за отсутствия опыта полетов в трудных метеоусловиях не справился с управлением и врезался в землю. Причины могут быть разные, но факт один – самолет упал недалеко от деревни Шишкино Ярцевского района.
— Поздней осенью 2015 года мы вели поисковую работу в урочище Сельцо. Это примерно в семи километрах от деревни Шишкино, — рассказывает о находке командир «Штурма». – Неожиданно в одном месте заметили куски алюминия, очень похожие на обшивку самолета. Авиационный алюминий – это специфический металл, и окисляется он по-другому, его трудно с чем-то спутать. Прибором стали ощупывать почву. Земля звенела на большой площади. Поэтому первое впечатление было таким, что мы наткнулись на авиационный капонир — специальное сооружение, созданное для защиты самолетов. При детальном изучении местности нашли несколько кусков от фюзеляжа самолета, части двигателя. Сразу же появилось твердое убеждение, что под нами самолет. Когда стали разрабатывать место вокруг предполагаемого падения, то обнаружили небольшой провал в земле. Пробивая грунт с помощью щупа, наткнулись на останки. Начались раскопки. Под небольшим слоем грунта нашли фрагменты гимнастерки, зацепы и полукольца от парашютной системы, затем останки двух пилотов. Очевидно, при ударе бомбардировщика о землю летчика и штурмана выбросило из кабины, поэтому их тела нашли и похоронили рядом. А вот стрелка и стрелка-радиста, один из которых находился в середине самолета, а другой — в хвосте тогда в 1943-м, обнаружили на глубине около полутора метров.
Возвращение из небытия
После поднятия самолета бойцы отряда «Штурм» приступили к кропотливой работе по установлению имен погибших пилотов. Помог фрагмент клапанной крышки, найденной на месте падения самолета. На ней отчетливо читался заводской номер двигателя. Пройдя по цепочке завод–воинская часть, поисковики установили имена и фамилии и даже города, из которых члены экипажа «ТУ-2» призывались в армию. 17 августа 1943 года на последнее боевое задание вылетели летчик старший лейтенант Валентин Феофанович Чернокрылов, штурман младший лейтенант Николай Константинович Рыжакин, стрелок-радист сержант Иван Андреевич Тимошенко, воздушный стрелок Константин Ефимович Данилов.
В настоящее время поисковики отряда «Штурм» занимаются поиском родственников.
— Родных штурмана Рыжакина мы уже нашли, — сообщил командир «Штурма» Николай Кулешов. – Также выяснили, что Данилов был круглый сирота. Поиски родственников летчика Чернокрылова и стрелка-радиста Тимошенко продолжаются.
На 8-метровой глубине
Коллеги по поисковому движению говорят, что «Штурму» везет на самолеты. И это действительно так. В этом же году помимо бомбардировщика «ТУ-2» бойцы этого отряда восстановили еще одну белую страницу в истории Великой Отечественной войны. Они подняли из земли истребитель «ЯК-9Т», который 73 года пролежал на 8-метровой глубине.
— К счастью, летчика в кабине не было, наверное, он покинул падающий истребитель на парашюте, — пояснил Николай Кулешов. – И, может быть, он дошел до Берлина. Мы стараемся узнать его судьбу.
Текст: Владимир Лавренов
№75-76 от 22.09.2016