
Сафоново задолго до своего городского статуса стало судьбой нашей героини
Познакомиться со старожилом нашего города Галиной Алексеевной Шпаковой мы хотели давно. Да все как-то не получалось отправиться в гости к ветерану. А тут удача: она сама пришла в редакцию в сопровождении подруги Валентины Николаевны Тимановой. Как только заговорили о прошлом, прихрамывающая, плохо слышащая и видящая лишь одним глазом 83-летняя женщина преобразилась: голос зазвучал бодрее, а взгляд устремился туда, в далекое прошлое…
На войне как на войне
На страшное военное и тяжелое послевоенное время пришлись детство, юность, пора взросления нашей героини. Деревня Неелово, где в 1939 году родилась Галя, являлась центром зажиточного совхоза имени Ком-интерна. А Сафоново в ту пору носило статус пристанционного поселка. Родители девочки были простыми тружениками.
– Отец работал трактористом, мать тоже в совхозе кем-то, – рассказывает Галина Алексеевна. – А как началась война, папу забрали на фронт, и больше мы о нем ничего не слышали. О том, что погиб, узнали лишь спустя годы.
Реальных событий начала войны Галина не помнит. Знает о них со слов матери. К счастью, у двухлетней малышки не отложилось в памяти то, как они в числе других беженцев гнали скот в Рязанскую область. Передвигались по ночам, а днем отдыхали. Условия проживания там, глубоко в тылу, оставляли желать лучшего. Впрочем, тогда большинство жили впроголодь и в тесноте, а работали на износ.
Старшая сестра Галины была уже взрослой, так что чуть погодя поехала устраивать жизнь в Москву. А мать с младшей дочуркой подались на малую родину, как только узнали об освобождении Сафоновского района в 1943 году. Это путешествие девочка уже запомнила: как потеряли сумку с продуктами и вещами, как в толчее на вокзале спасались от давки, как собирали милостыню в мамин фартук.
– Вокзал в Сафонове находился в районе нынешней станции юных натуралистов, только ниже, к самой железной дороге. А народу было видимо-невидимо. Чтоб меня толпа не раздавила, мама прикрывала собой. Поезда с военными шли постоянно, из них-то на ходу солдаты и подбрасывали провизию оголодавшим людям. Так и питались с мамой первое время. Многие хаты стояли пустые, поэтому люди на какое-то время занимали облюбованный дом и жили. Мама собиралась в Неелово возвращаться, а знакомая ей и говорит: «Куда ты поедешь? Там ничего не осталось. Иди-ка ты лучше в заготскот, к Федору Павловичу Костылеву». Так мама и сделала – устроилась туда на работу скотницей, а при конторе нам дали маленькую комнатушку с односпальной кроватью, столом и стулом. Стены зимой промерзали так, что на них с внутренней стороны дома выступал иней.
Человек привыкает ко всему. И к отсутствию комфорта, и к скудному рациону питания. Так жило поколение победителей в течение еще многих лет после войны.
«Я помню всё»
Поселок, куда приехали Галя с мамой, был совсем не похож на нынешний город Сафоново. Улица Социалистическая, где располагалась контора заготскота, потом была переименована в Ленина. А когда нашли залежи угля и стали строиться шахты, и населенный пункт стал преображаться. Заготскот был переведен в поселок Шишкино на окраине, стали появляться новые здания, бараки, школа. А поначалу дети учились в саманной, крыша которой однажды рухнула. Тогда ребят распределили по квартирам, где и проводились занятия до постройки первой городской школы (ныне Сафоновская гимназия). Классы были разновозрастные, ведь во время войны школьные занятия не проводились.
– Было много детских смертей из-за подрывов на минах, – продолжает вспоминать ветеран. – Около Вопца все было заминировано, а ребята-то бегали везде – опасность сорванцов только привлекает. Бывало, подрывался домашний скот. После нескольких подобных происшествий наконец приехали саперы и разминировали пойму речки.
Понемногу мирная жизнь налаживалась. Строились бараки, в одном из них по улице Энгельса располагалась детская библиотека, где Галина была завсегдатаем. Очень уж любила девочка читать, и даже скудные карманные деньги часто тратила на покупку книжек вместо пирожков.
– Я ж помню все хорошо. Когда строилась больница на Красногвардейской, я училась в пятом классе, и мы с ребятами ходили на стройку убирать мусор. Часто проводились субботники. На нынешней улице Ленина раньше была разделительная зеленая полоса, так вот саженцы деревьев высаживали тоже мы.
С юмором вспоминает Галина Алексеевна свои учебные дела. Была у школьницы мечта – стать летчицей. Об этом она и поведала в одном из сочинений.
– Получила неуд. И подпись учительница оставила: «Самолет с двойками не поднимется». Ой, как я плакала тогда!
С тех пор приоритеты поменялись. Все больше задумывалась девушка о медицинской карьере, тем более что сделать укол, разрез или перевязку для нее было сущим пустяком. Курсы медсестер Галя окончила успешно, подавала большие надежды. Только жизнь диктовала свои правила.
На трудовой передовой
Работать по медицинской специальности нашей героине довелось гораздо позже. А в молодости вопрос стоял ребром: или любимое дело, или собственная квартира. Жить при конторе надоело и самой Галине, и ее матери. Так и пошла девушка трудиться на стройку разнорабочей.
Их бригада была брошена на сооружение дорог. Многие из тех, что и сейчас в ходу, созданы руками Галины Алексеевны и ее коллег. «На пятую шахту, на интернат, на кирпичный…» – перечисляла ветеран. Потом девушка окончила курсы маляров и стала выполнять внутренние работы на возводимых объектах. Бесстрашную Галю посылали на самые высокие этажи.
Однокомнатная квартира, полученная Галиной Алексеевной, наконец стала уютным домашним уголком для нее и ее мамы. Личная жизнь тогда не задалась: недолгий брак с коллегой по работе закончился разводом и отсутствием детей. Уже позже, после смерти матери, молодая женщина встретила свою вторую половинку. Вместе они взяли на воспитание ребенка-сироту и вырастили как родную. Зато теперь, в старости, есть опора и отрада – дочь Светлана подарила внучку и внука. Последний, кстати, стал офицером и сейчас воюет на Донбассе, что добавляет бабушке переживаний.
Довелось все-таки Галине Алексеевне потрудиться медсестрой. Уже в зрелом возрасте устроилась она в этом статусе в детский сад № 13 «Солнышко», где и проработала до ухода на заслуженный отдых. А навыки еще долго применяла за пределами рабочего места – то в своей семье, то у соседей и знакомых возникала порой необходимость в медицинских процедурах. Отзывчивая, добрая, порядочная женщина имела много друзей, со всеми находила общий язык и взаимопонимание. Дом в деревне, где раньше жила ее свекровь, всегда был центром притяжения для родных. Остался он таковым и сейчас, после смерти мужа: летом все собираются на лоне природе, вместе сажают огород.
– Вот не знаю, смогу ли я нынче снова взяться за тяпку и лопату? Здоровье подводит. Один глаз совсем не видит, плохо слышу, да и хожу с трудом…
Но пока что Галина Алексеевна справляется с домашним хозяйством самостоятельно. Хоть и плохо видит, а читать продолжает. Особенно любит печатную прессу и, конечно, «Сафоновскую правду». Да еще есть у нее домашний питомец – собачка Дуся, которая скрашивает одиночество. Вот и визит в редакцию ветеран закончила словами: «Ой, Дуську пора кормить!»
Как и у большинства людей старшего поколения, у Галины Алексеевны позади большой и трудный жизненный путь. Он пройден с честью и достоинством, уважением окружающих людей. Знакомые всем нам улочки и парки Сафонова она видит другими глазами, ведь помнит времена, когда город только начинал свою историю…