
День работников ветеринарной службы отмечается ежегодно 31 августа. Профессия ветеринара очень ответственна, и в тоже время одна из самых благородных. Случайных людей здесь не бывает. Для этого нужно призвание. Безграничная любовь к животным — главная причина, по которой люди выбирают эту сферу деятельности.
Накануне дня ветеринарного работника мы посетили Кардымовский филиал Государственной ветеринарной службы Смоленской области и поговорили со Светланой Уразбаевной Козловой, ветеринарным врачом первой категории.
Выбор профессии
— Расскажите, как и почему вы стали ветеринаром?
— Если честно, все это было очень спонтанно. Я всегда мечтала стать юристом. Закончила десять классов, а ближайший институт был в Свердловске. Одним из условий при поступлении на юридический факультет — было знание иностранного языка. Для меня это было невозможным.
Мы жили в Казахстане, там нам практически не преподавали иностранный язык. На Смоленщину приехали в 1979 году, я училась в восьмом классе деревенской школы, но и тут было также сложно с иностранным языком. И поэтому мою мечту о поступлении на юридический факультет пришлось забыть. Решила, что после окончания школы пойду работать, определюсь со своими желаниями, что я хочу от жизни, кем мне быть.
Моя мама никогда не держала животных. Были, конечно, куры, поросята, но не более. Да и домашние животные у нас были под строгим запретом. Чтобы притащить домой котенка или щенка — это даже не обсуждалось. Первый кот появился у нас в доме, когда я пошла учиться в институт. Не потому, что мать была такой строгой – просто в то время, когда мы переехали сюда из Казахстана, мама была одна с тремя детьми. Я старший ребенок в семье училась в восьмом классе, сестра пошла тогда в седьмой класс, а младший брат в первый класс, и чисто физически ей точно было не до домашних питомцев.
Моя тетя работала заведующей ветеринарной лабораторией, она то и предложила попробовать пойти учиться в сельскохозяйственную академию:
«Что ж ты, говорит, со своим аттестатом (училась я хорошо) будешь без образования, тем более что сейчас идет набор. Попробуй, может быть получится».
Сейчас уже нет таких стационарных наборов, а раньше в каждый регион выезжали представители академии, набирали учеников именно на ветеринарию.
Там, где сейчас наше главное управление, был подготовительный центр. Перед поступлением мы проходили специальные курсы, готовились к поступлению и там же сдавали экзамен. Группа у нас тогда набралась не маленькая. Многие до сих пор работают в ветеринарии. Несмотря на мое полное непонимание профессии, я сдала все вступительные экзамены на отлично. Потом получила вызов из академии. Так я и пошла учиться.
Животных я любила всегда. В процессе обучения я могла найти к ним подход, не боялась их. Хотя в первый раз, глядя на корову, думала, с какой же стороны мне к ней подойти.
Практиковались мы в основном на скотном хозяйстве под Москвой. Первый курс всегда отправляли на земельно-полевые учения. Там начиналось наше общение с сокурсниками, заводили дружбу, а после уже процесс учебы. Из нашей группы, поступивших после школы, было четверо: два парня и две девчонки, остальные в группе были взрослые, многие уже со специальным образованием. Кто-то из них для того, чтобы поступить, год отработал в совхозах, для получения направления в академию.
В то время не так просто было туда попасть учиться, а мы учились по льготам, потому что шли из периферии. Но после окончания учебы мы не могли остаться работать в Москве или отправиться в какой-нибудь другой город. Мы должны были ехать в свои области, тогда курс нашей страны был нацелен на поддержку кадрами сельской местности.
Нас учили работе с продуктивным животноводством, перерабатывающей промышленностью. Учили правильно кормить, лечить животных. Мы сразу должны были быть специалистами, которые после института могли бы в скором времени стать председателями хозяйств.
Трудовой опыт
— Светлана Уразбаевна, расскажите немного о вашей работе.
-Наша работа, скажу честно, неблагодарная работа. Я когда пришла в хозяйство работать, это поняла. За хорошие удои, хороший привес, приплод и прочее всегда благодарили зоотехников и агронома. А вот если падеж скота, то, конечно, виноват ветеринар. Если у животных проблемы с пищеварением, виноват ветеринар. А когда все хорошо, то про ветеринара никто и не вспомнит. В каждом хозяйстве ветеринар в основном находился в зоне конфликта. Много есть моментов, по которым приходилось спорить с руководством и отстаивать свою точку зрения. И график работы у ветеринара часто бывает ненормированный. Если говорить про работу в совхозе, то самые частые вызовы были ночью.
Честно признаться и сама по себе работа в совхозе довольно-таки непростая.
Сейчас большинство студентов, которые учатся на ветеринаров, стараются получить работу в чистой зоне, в клинике. Да там, несомненно, присутствуют свои специфические запахи, но работаешь в тепле, в чистом белом халате. Самая большая опасность — поцарапали или укусили. А при работе на фермах можно получить не только безобидный укус, но еще и боднуть могут, и копытом стукнуть. Да и вопрос оплаты труда очень влияет на выбор места работы у молодежи. Есть, конечно, новые производства по разведению крупного рогатого скота. Там очень хорошо оборудованы места для работы ветеринарного врача, есть все условия для безопасной вакцинации, забора анализов. И уровень оплаты труда соответствующий.
Сразу после учебы я пришла работать в Рыжковский совхоз, но проработала там недолго. Меня пригласили на работу на перерабатывающее предприятие, и я ушла. Довольно долго отработала на заводе, позже работала в клининге мастером, потом в сетевом магазине менеджером по подбору персонала. Но что на одном, что на другом месте, работа была не по душе.
На работу ездила каждый день по одному и тому же маршруту, и всегда проезжала мимо частной ветеринарной клиники «Айболит». И в один прекрасный день сама себе сказала: «Свет, ну что ты мимо едешь? Зайди, спроси». И зашла.
Встретилась сразу с хозяйкой клиники Татьяной Григорьевной Новиковой. Мы с ней разговорились. И она сказала, что совсем не возражает против того, чтобы принять в штат женщину в возрасте. В клинике в основном были сотрудники помоложе. Посетители бывают разные, и некоторые несерьезно относятся к молодым специалистам.
Сначала, конечно, я была младшим сотрудником. Нужно было оправдать свой диплом и отношение к работе, к животным. Да и с учетом того, что я больше десяти лет не работала по профессии, для меня самой было немного сложно начинать сначала. Очень переживала. Но Татьяна Григорьевна поддерживала.
Работала в подчинении молодежи. Ребята врачи помогали, поддерживали. Сама присматривалась к их работе, старалась все изучить и запомнить. Тем более, что с такими маленькими животными я не работала. Позже мне уже поручали самостоятельно принимать несложных пациентов. С каждым днем все больше втягивалась. И позже Татьяна Григорьевна поставила меня на самостоятельную работу в одной из своих клиник. В ней подрабатывали студенты с третьего курса. И я, имея образование и отработав несколько лет ветврачом, все еще училась у этих молодых ребят. И тогда-то я и поняла, что мир животных меня затянул окончательно.
— Кто чаще всего идет учиться на ветеринара, девушки или ребята?
— Основная часть ветврачей — женщины, девушки. Я это связываю больше с женской сердобольностью, мы, можно сказать, более чувствительны к животным, более эмоционально подходим к этому делу.
Хотя и мужчин хватает в ветеринарии. Но у ребят больше нацеленность на управленческую деятельность в этой сфере.
Но с другой стороны, это даже не плохо. Работать с руководителем-мужчиной зачастую гораздо проще, чем с женщиной. Мы все же бываем слишком категоричны.
Сложности в работе
— Сложнее работать с кошками или собаками?
— И с кошкой, и с собакой могут возникнуть свои сложности. Какие бы милые и ласковые не были животные, на чужой территории они ведут себя непредсказуемо.
А если говорить, например, про операцию, допустим кесарево сечение, кошке можно сделать в одиночку. А вот с собакой одному не справиться. Поэтому, сказать, что с каким-то животным легко, а с каким-то трудно не возможно.
— Было такое, чтобы вас кусали ваши пациенты?
— Да. Было и такое. И, честно говоря, я даже не могу сказать, кто больше виноват в той ситуации.
Очень часто взрослые просят своих детей отвести или отнести домашнее животное в ветлечебницу. Но видимо не задумываются о том, что животное даже со знакомым человеком, с которым живет под одной крышей, может повести себя абсолютно непредсказуемо. А если это крупная собака, то от нее можно ожидать чего угодно.
И вот однажды так и произошло. Мальчик просто не смог удержать собаку. Хорошо, что я быстро среагировала и успела повернуться спиной. Иначе укусила бы за лицо. А так только за спину укусила. Шрам, конечно, знатный остался.
Я, пользуясь случаем, очень хочу обратиться к владельцам домашних животных. Даже самый милый и ласковый зверь всегда готов на защиту своего хозяина. Не отпускайте детей с крупным животным одних. Они физически могут не справиться, и пострадают люди или более мелкие животные. Давайте будем более ответственными.
— А часто животных подкидывают в клинику?
— В нашу не подкидывают. А вот когда работала в Смоленске, там частенько было, особенно по ночам. Искали хозяев, возвращали. У меня и дома живут усыновленные животные. Познакомилась с людьми, которые занимаются передержками бездомных животных, устраивают их в семьи.
— Светлана Уразбаевна, что бы вы хотели пожелать своим коллегам в профессиональный праздник?
— В первую очередь, мне бы хотелось отметить, которые не одно десятилетие посвятили заботе о животных. У нас работали Валентина Павловна Гусева, Татьяна Михайловна Орлова и Мария Борисовна Волкова, они всю жизнь отдали ветеринарии, у каждой больше сорока лет стажа. Пришли сюда девчонками, и ушли уже в глубоко преклонном возрасте. Здоровья вам и благополучия.
И всем своим коллегам желаю послушных пушистых пациентов, терпения, здоровья и всего самого хорошего.
Виктория Клементьева