В родовом имении русского композитора Александра Сергеевича Даргомыжского Твердуново Вяземского и Дуброво Тёмкинского районов прошло мероприятие, посвященное его творчеству – «Музыкальные родники Смоленщины».
Организаторами выступили — краеведческие клубы «Феникс» г. Смоленск, «Краевед» г. Вязьма, Вяземская районная библиотека и Администрация МО «Тёмкинский район».
Родился будущий композитор в Тульской губернии, но значительную роль в его судьбе сыграла Смоленщина. Здесь, в Вяземском уезде, в деревне Твердуново, имелось имение матери, куда привезли маленького Сашу, нескольких месяцев от роду. В детстве будущий композитор провёл в усадьбе немного времени, но впоследствии, неоднократно приезжал туда за вдохновением и изучением народного творчества. В свою знаменитую оперу «Русалка» Александр Сергеевич включил несколько народных смоленских мелодий. Помимо «Русалки», народные мотивы Смоленщины композитор использовал и для своих популярных песен «Душечка-девица» и «Лихорадушка».
Ранним летним утром во дворе Детской школы искусств им. А.С. Даргомыжского города Вязьмы, у памятника великому русскому композитору, который был установлен в 2013 году, по инициативе члена Союза краеведов России, вязьмича Алексея Николаевича Пугачёва (на нижнем снимке), собрались почитатели гения русской музыки. Они возложили цветы к подножию памятника.
Твердуново. Название бывшего родового имения Александра Сергеевича Даргомыжского напоминает нам указатель, установленный на дороге Тёмкино-Вязьма. В сельце Твердуново был расположен господский дом, окружённый господскими постройками, где, по всей видимости, поселилась молодая семья Даргомыжских – Мария Борисовна (в девичестве Козловская) и Сергей Николаевич. Только летом 1812 года, из-за оккупации Смоленской губернии наполеоновской армией, родители будущего композитора были вынуждены уехать в Тульскую губернию. Там они поселились в имении брата отца Василия Алексеевича Ладыженского, унаследованные им земли в 100 км юго-западнее Тулы. Там у них и появился на свет будущий композитор Александр Даргомыжский. После изгнания французских войск за пределы России и спустя 4-5 месяцев после рождения Александра семья вернулась в родовое имение матери. Здесь, на живописных холмистых берегах реки Жижала, притоке реки Угра и провёл он первые три с половиной года своей жизни.
В мае 1816 года отец получает назначение в Комиссию по расследованию злоупотреблений при использовании правительственного пособия разорённой Смоленской губернии, и семья переезжает в город Смоленск. Видя усердие и исполнительность Сергея Николаевича, его назначают на службу правителя канцелярии Государственного коммерческого банка. И мальчик вместе с родителями переезжает в Санкт-Петербург. Здесь пятилетний Александр начал получать музыкальное образование и у юного музыканта появляется интерес к сочинительству. В девятилетнем возрасте им уже было написано ряд фортепианных сочинений, романсов.
В 1827 году, четырнадцатилетним юношей, следуя по стопам отцам, поступил на государственную службу и благодаря трудолюбию и добросовестному отношению к делу быстро продвигался по карьерной лестнице. Для занятий музыкой оставалось мало свободного времени. В этот период редко посещал и оперный театр, основой репертуара которого были сочинения итальянских композиторов. В то же время происходит встреча двух основоположников русской музыкальной классики. – Александра Сергеевича Даргомыжского и Михаила Ивановича Глинки. Вот как впоследствии вспоминал в своей автобиографии Даргомыжский, что виделись они по 3-4 раза в неделю, а спустя месяца два они были на «ты». Глинка тогда был женихом и готовился вступить в тихую семейную жизнь. Если она ему не далась, то не его в этом вина. Много играли в четыре руки, разбирали симфонии Бетховена и увертюры Мендельсона в партитурах. Одинаковое образование, одинаковая любовь к музыке сблизила их. В течение 22 лет они были в самых коротких, самых дружеских отношениях.
Как мы говорили выше, что Александр Сергеевич очень часто приезжал в своё имение, особенно в конце сороковых, середине пятидесятых годов 19 столетия. В эти годы он работал над оперой «Русалка». Одним из важных мотивов этих поездок было стремление более углубленно познакомиться со смоленским фольклором. В одном из писем он писал, что трудится над своею «Русалкою» и чем больше изучает народные музыкальные элементы, тем больше открывает в них разнообразных сторон. В одном из предании, о своём великом земляке ,говорится, что приезжающий из столицы в Твердуново, барин приглашал к себе в усадьбу крепостных и любил слушать их крестьянские песни, смотреть пляски, игры, хороводы, гадания. Один из жителей деревни Дуброво Александр Иванович Якушенков рассказывал, что его бабушка, Антонина Николаевна Якушенкова вспоминала о том, что во время пребывания в усадьбе Твердуново А.С. Даргомыжский, выходя на улицу и прохаживаясь по имению, играл на жалейке, народном музыкальном инструменте или рожке. А раздававшийся звонкий звук его мелодии доносился до владельцев соседнего имения Журавлиха на противоположном берегу реки Жижала.
В июне 1861 года Александр Сергеевич Даргомыжский вновь приезжает из Санкт-Петербурга в Твердуново и первым в Смоленской губернии освобождает крестьян от крепостной зависимости, причём на самых выгодных для них условиях. Он оставил за ними всю землю, которую обрабатывали в дореформенное время, что в полтора раза превышало установленную царским положением норму. При этом Даргомыжский за пользование лишней землёй с крестьян не увеличил норму собираемого оброка. На таких же условиях Александр Сергеевич сохранил землю за крестьянами и в соседнем селе Дуброво (Тёмкинского района), причём простив им, причитающие по положению более 4 тысяч рублей долга. В дальнейшем село Дуброво наследовали племянницы Александра Сергеевича Даргомыжского Кошкарёвы.
В настоящее время на месте бывшей усадьбы ещё можно увидеть остатки фундамента от господского дома, заросший пруд, остатки парка и сада. По инициативе А.Н. Пугачёва установлен памятный знак.