Третий месяц в деревне Плоское Прудковского сельского поселения перекрыта часть проездов, водители вынуждены пользоваться объездными путями, чтобы пробраться к своим домам. Днями напролёт рокочут моторы мощных экскаваторов и бульдозеров. Большегрузные самосвалы перевозят сотни кубометров грунта, песка и гравия.
Столь масштабного строительства здешние старожилы не видели уже несколько десятилетий: в разгаре работы по капитальному ремонту дорог, состояние которых давно не выдерживало никакой критики. О подробностях дорожного проекта рассказал глава Прудковского сельского поселения Николай Петрович Иванченко.
– Ещё в конце 2017 года департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству выделил 3,8 миллиона рублей для разработки проектно-сметной документации на капремонт дорог в деревне Плоское. Через аукцион администрация поселения заключила договор с подрядчиком, который подготовил настоящий проект. В 2018 году на его реализацию было выделено 32 миллиона 917 тысяч 910 рублей 91 копейка из территориального дорожного фонда Смоленской области.
В действительности деньги пришлось ждать несколько лет. Только в мае этого года объявили аукцион среди дорожно-строительных предприятий и в июне заключили муниципальный контракт с ООО «Стройфинанс» – смоленской компанией, специализирующейся на строительстве автомобильных дорог и автомагистралей. О надёжности подрядчика свидетельствует солидная дорожно-строительная техника и достойная квалификация трактористов-машинистов, а также положительные характеристики фирмы в реестре контрагентов. Можно надеяться, что дорожники завершат работы в оговоренный контрактом срок – 30 октября.
По оценке подрядчика, проект сложный и многогранный. Кроме большого объёма основных работ, существует немало сопутствующих проблем, связанных с сетями водоснабжения, водоотведения и электролиниями. Производится спил деревьев вдоль дорог, глубокая выемка и вывозка грунта, перенос опор линий электропередач, подготовка песчаной и гравийной подушки под дорожное полотно, укладка асфальтового покрытия, обустройство съездов, подготовка подушки и укладка брусчатых тротуаров, нанесение дорожной разметки, установка дорожных знаков. Для выполнения ряда работ будут привлечены субподрядные организации. В осуществлении проекта задействованы коммунальщики, энергетики, специалисты Ростелекома, ГИБДД. В общем, понадобилось немало различных согласований.
Глядя на рабочие чертежи проекта, в полной мере понятные лишь специалистам, пока трудно детально представить, как обновлённая деревня будет выглядеть к ноябрю. Но то, что она станет нарядной, гораздо более приятной глазу и комфортнее для жизни, это уже очевидно. Согласно проекту асфальт покроет площадь и малую площадку в центре Плоского перед сельским Домом культуры – традиционное место проведения культурно-массовых мероприятий, от которой дороги разойдутся в двух направлениях. Одна из них ведёт к воротам детского сада, вторая, с которой начали ремонт, – к школе. Она проходит мимо сквера вдоль 60-квартирного пятиэтажного дома, коттеджей и мемориала в честь воинов-земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Второе направление – это так называемая в обиходе у местных жителей «кривая» улица. Меткое прозвище она получила за свои изломы. Но это и самая проблемная из дорог, которые охватывает проект: узкая (двум автомобилям не разъехаться), ухабистая, с глубокими лужами после дождя и грязью в межсезонье. На этой дороге практически невозможно было применить грейдер, чтобы выровнять летом или расчисть от снега зимой. Именно там предстоит переносить опоры ЛЭП, чтобы расширить проезжую часть и разместить тротуары. Проектная ширина проезжей части составит 6,3 метра.
Две эти улицы выходят на третью, которая прежде представляла собой пустынную деревенскую околицу, но в последние годы обросла коттеджами, возведенными за счёт индивидуального строительства. Её тоже намечено асфальтировать, обустроить тротуарами и осветить. Вместе с «кривой» эта дорога огибает стадион, где собирается молодёжь.
В целом подлежащие ремонту дороги образуют кольцевой маршрут протяжённостью около двух километров, по которому можно будет комфортно ходить и гулять пожилым людям и молодым мамам с колясками. Однако, едва успев начаться, дорожное строительство вызвало неоднозначную реакцию жителей. Проектное решение выложить тротуары брусчаткой двухметровой ширины некоторым селянам показалось таким излишеством, что они обратились в администрацию района с предложением вместо этого асфальтировать ещё одну улицу.
Не будем обсуждать этот спорный вопрос. Районное руководство уже дало ему свою оценку, а глава Прудковского сельского поселение подтвердил, что никто не будет вносить изменения в проект, прошедший экспертизы и утверждённый во всех инстанциях. Ведь это целевые средства, предназначенные конкретно для ремонта дорог, а не для благоустройства придомовых территорий.
Не случайно стоимость проекта мы привели с точностью до копейки: с первых же дней строительно-дорожных работ на всех этапах ведётся строгий контроль их объёмов и качества на соответствие проектным, техническим и законодательным нормам. Глава Прудковского сельского поселения обращается к жителям деревни Плоское с просьбой потерпеть временные неудобства и спокойно дождаться завершения строительства. Когда же муниципальный контракт будет выполнен и объект сдан, Н.П. Иванченко предлагает всем вместе поблагодарить губернатора Смоленской области Алексея Владимировича Островского за финансирование проекта, с которым предполагается встреча уже на фоне красот обновлённой деревни.