Дорогобужский район Искусство

Домрач, домрачей… Говорят ли вам о чем-нибудь эти загадочные слова? Я думаю, только очень узкому кругу людей будет под силу ответить на этот вопрос. Лично я, знакомая с основой этого слова более 50 лет, и то вряд ли с ходу ответила бы на него, хотя ответ лежит на поверхности: так в старину называли исполнителей на домре. Да, на том самом уникальном музыкальном инструменте, который и в наши дни не перестает удивлять поклонников музыкального творчества своими неповторимыми возможностями.

Почему речь зашла именно об этом инструменте? Нет, не с целью пропаганды, хотя и это не помешало бы. Речь пойдет о домристке Ирине Стасевич, преподавателе Детской школы искусств.

Труд учителя, педагога, как известно, являлся подвижническим во все времена. И если общее образование является обязательным, хочешь не хочешь, а учись, то с дополнительным образованием все по-другому: надо буквально «влюбить» ребенка в себя, в свой инструмент, показать на своем примере исполнительства, как значимо и интересно играть на домре. Это и делает Ирина Стасевич ежеминутно на уроках, на внеклассных мероприятиях, на классных и школьных концертах, на любых концертных сценах района и за его пределами.

Педагогический стаж Ирины Стасевич приближается к сорока годам. Основы владения инструментом, навыки исполнительства ей были привиты грамотным и вдумчивым преподавателем Верхне­днепровской детской школы искусств Ниной Петриной. По окончании Смоленского музыкального училища Ирина Стасевич бессменно преподает класс домры. Это только звучит так просто — класс домры, а на самом деле все народники (те, кто обучает детей игре на народных инструментах) — люди широкого спектра умений и навыков. Они находят общий язык со всеми инструментами: будь то домра, баян, гитара или балалайки любого размера — от малой до «великой», как контрабас. Любой преподаватель-народник также заложит в детях основы владения фортепиано да еще, как говорят, подыграть сможет и солисту, и исполнителю на инструменте. Руководить народным оркестром — всегда пожалуйста, не зря государственный экзамен народники сдают не только как исполнители на инструменте, но и как дирижеры народного оркестра. Что такое инструментовка? И это знакомо, как из двух строчек нотного текста разложить на голоса для целого состава участников оркестра или ансамбля. Все это закладывается в период обучения в музыкальном училище, а потом — систематические курсы повышения квалификации, самосовершенствование.

Вот такие они, народники, к коим и относится преподаватель Ирина Стасевич. Всем этим набором учебных дисциплин: домра, балалайка, гитара, общее фортепиано, игра в ансамбле, руководство оркестром, инструментовка пьес для исполнения как ансамблевым составом, так и оркестром, — в полной мере владеет преподаватель. Ирина играет не только как солист, но и в составе ансамблей­ с учениками и преподавателями, а в настоящее время руководит оркестром русских народных инструментов Детской школы искусств. Бразды правления этим известным школьным коллективом были переданы Ирине Стасевич ее педагогом Ниной Петриной. Добавьте к этому практически ежегодное участие ее воспитанников в конкурсах различного уровня, концерты, всевозможные внеклассные мероприятия, а еще и работа с родителями, включающая в себя не просто тематические беседы, а обязательные выступления каждого учащегося своего класса, что особенно ценно.

Конечно, можно сосчитать количество учеников, которых Ирина Стасевич выпустила из школы, количество участий в конкурсах и занятых в них призовых мест, время, затраченное на подготовку и проведение различных мероприятий. Но чем можно измерить вдохновение, волнение за каждое выступление своих учеников, которых воспринимаешь уже как собственных детей? Чувство гордости за наш город, школу и педагога моментально появляется при упоминании имени выпускницы Дорогобужской детской музыкальной школы Натальи Анчутиной. Именно Ирина Стасевич сумела выпестовать такое уникальное явление, как Наташа, по-другому и не скажешь. Эмоции переполняют, когда читаешь о том, что Наталья Анчутина «начальное музыкальное образование получила в ДМШ г. Дорогобужа (класс домры И.А. Стасевич)». И вот на самом высоком уровне несет наша бывшая ученица имя школы, «ярко и широко пропагандирует русскую исполнительскую культуру за рубежом»: в Германии, Швейцарии, Австрии, Бельгии, Франции, Испании. С 2007 года Наталья Анчутина играет в дуэте с немецким пианистом Лотаром Фройндом, ежегодно давая около ста концертов, а в 2017 году ансамбль выступил в знаменитом Карнеги-холле в Нью-Йорке.

И инструмент же — всего лишь домра, но ведь «с песнею ветра задумал Пастух сделать первую домру. Долго трудился мастер. И вот домра запела. Домра запела, запел и певец. Реки и горы запели. Птицы и звери запели. Небо запело». Вот такой поэзией веет от звучания этого инструмента, а всего-то и есть в наличии, что округлый корпус да три струны. Но голос… Незабываемо трепетный, теплый, бархатистый, которому подвластно передать и романтические настроения, и чарующую красоту природы, а порой звонкий, задорный, заливистый, такой же, как и 500 лет назад, когда и грусть, и веселье делили люди с маленькой волшебницей настроения.

Ирина Стасевич — преподаватель, как ни странно это звучит, из прошлого века, но это не отставание от жизни, а движение вперед, поскольку инструмент, на котором она ведет обучение, прошел нелегкий исторический путь, и хочется надеяться, что и в XXI веке, на новом витке развития, домра выйдет на мировую арену. Стоит вспомнить ежегодный конкурс «Синяя птица». Какие домристы там выступают! Да и известный российский певец Дмитрий Билан, оказывается, свой музыкальный путь начинал с домры. С ней уже знакомы в Америке, где существует Ассоциация любителей игры на русских народных инструментах, в Японии ведет концерт­ную деятельность Токийский оркестр русских народных инструментов, нашими народными инструментами увлечены музыканты-любители. Надо только обязательно помнить, что будущее — за нами, за такими преподавателями, как Ирина Стасевич, заслуга которой в том, что она своим педагогическим мастерством, любовью к детям, к искусству поддерживает российскую музыкальную культуру, несет ее в народ. И только от нас зависит, чтобы будущее поколение выбрало в этой жизни приоритеты, которые не позволят вычеркнуть то лучшее, с чем жили наши предшественники. Будет справедливо, если в России XXI века на вопрос «знаете ли вы такой музыкальный инструмент, как домра?» утвердительно ответит даже ребенок, который будет понимать всю ценность нашего исторического культурного прошлого.


Вам также может понравиться