Знаете ли вы, что есть такой праздник – День молодого рабочего? Праздник не официальный, широко не рекламируемый, но почитаемый теми, кто «нас готовит в мастера», у кого умные и очень умелые руки
И даже если эти способности подарила кому-то природа, они все равно нуждаются в «шлифовке». Тогда такого умельца днем с огнем ищут, чтобы, как говорят в народе, с руками оторвать.
80 лет назад, 2 октября 1940 года, советское правительство издало указ о создании системы трудовых резервов страны. Так появился День молодого рабочего, который работники профессионального технического образования стали по праву считать своим праздником.
Сафоновские профессионально-технические училища за свою историю обучили сотни и тысячи шахтеров, строителей, станочников, сварщиков, слесарей, каменщиков, продавцов, парикмахеров, поваров и т.д. Они готовили тех, кто был востребован на рынке труда. Училища были базой для подготовки рабочих промышленных предприятий. Кадры для завода пластмасс готовили в профессионально-техническом училище № 19, треста «Дорогобужхимстрой» – в строительном училище № 9, электромашиностроительного завода – в ПТУ № 1. Для многих ПТУ стали стартовой площадкой карьерного роста. Из них получались и первоклассные рабочие, и хорошие руководители.
Перестройка, рыночная экономика, кризисы внесли существенные коррективы в историю начального профессионального технического образования. В настоящее время из всех перечисленных учебных заведений работает ПТУ № 19 в статусе Сафоновского индустриально-технологического техникума, правопреемника училищ № 1 и № 9.
Перекосы оптимизации системы профессионального технического образования очевидны. И сейчас все чаще говорят о необходимости возрождения технических училищ, но уже на новом, более современном уровне, потому что нынешним промышленным предприятиям нужны рабочие с инженерной «закваской». Такой опыт уже наработан Сафоновским филиалом СмолАПО.
Мы побывали в Сафоновском индустриально-технологическом техникуме и встретились с представительницей его первого выпуска, мастером производственного обучения Валентиной Геннадьевной Шариковой. В небольшой кабинет при мастерской пришли ее подопечные. Второкурсник Артур Сомов и третьекурсник Алексей Сиваков показали азы работы на станке первокурсникам. Оба пришли сюда учиться не случайно, а осознанно.
Алексею посоветовал отец: «Лучший специалист – тот, кто умеет работать руками». У него были веские основания так говорить: сам выпускник этого училища. Сын отца не подвел и не уронил семейную честь: поступил с хорошим аттестатом и сейчас учится на отлично и получает академическую стипендию. Будущий технолог машиностроения намерен стать студентом-заочником вуза, работать, чтобы не сидеть на шее у родителей. Валентина Геннадьевна видит в нем своего преемника.
Артуру понравилось, как рассказывали о профессиональном лицее в школе Холм-Жирковского района. Не разочаровался, наоборот, получает в его стенах уже второе образование. Вначале приобрел профессию автомеханика, теперь учится на технолога. Мастер отмечает целеустремленность ученика, его трудолюбие, настойчивость. «Артур умеет добиваться успеха, – отметила она. – Участвовал в конкурсе по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, занял третье место в масштабах области».
Среди первокурсников – сафоновцы, жители Дорогобужского района, холм-жирковцы. Иван Завьялов, Иван Данченков пришли после окончания девяти классов учиться на станочников, потому что вытачивать детали интересно, хотя сами этого еще ни разу не делали. Иван Микешин признался, что в школьном аттестате есть тройки, но здесь планирует учиться на «отлично». Оценки еще впереди, но то, как смотрели они на работу старших товарищей, уже говорит о неподдельном интересе к выбранной профессии.
– Как приятно слушать ребят, – поделилась Валентина Геннадьевна. – Пришли к нам со своим мнением, планами. Не так, как я 54 года назад. Тогда я и понятия не имела, что такое токарный станок и зачем на нем работать. Не поступила в педагогический институт, а в Сафонове открылось училище № 19. Набор на основные профессии в «девичьи» группы прессовщиков и литейщиков был уже закрыт. Оставались места в «мальчишечьи» группы по вспомогательным специальностям. В слесари не пошла, выбрала токарное дело.
Что было характерно для того времени? Молодые рабочие шли по «накатанной» дороге. Их ждали на заводах, они получали направления в другие города и области. Сейчас нашим ребятам гораздо сложнее определиться после окончания техникума.
Стране требовались токари – десять человек первого выпуска токарей уехали работать в Тольятти. Валентину Геннадьевну направили на завод «Гидрометприбор». Комсомольские дела, дух соревновательности, трудовые успехи настолько захватили, что скучать и сожалеть просто не было времени.
– Именно на заводе я поняла, насколько интересна моя работа у станка, – продолжает Валентина Геннадьевна. – Вытачивать деталь, которая станет частью целого механизма, выполнять и перевыполнять план, потому что от этого зависит благополучие всего предприятия… Об этом я рассказываю будущим станочникам сейчас и объясняю, что работа у токаря не шаблонная: чтобы стать настоящим мастером, нужно уметь соединять теорию и практику, знать и понимать особенности материала, с которым работаешь. И когда вижу, что в большую жизнь уходят умельцы с большим заделом на развитие мастерства, чувствую, что все делала правильно.
Валентина Геннадьевна прошла обучение на одном из московских часовых заводов и освоила специальный станок размером с небольшую швейную машинку по вытачиванию деталей для барометров с часовым механизмом. Когда позвали в училище на должность мастера производственного обучения, спохватилась: а как же завод без часовщика? Присмотрела из новичков девушку, заметила ее внимательность и усидчивость и передала Светлане Королевой все свои навыки.
– Поверьте, заводом я очень дорожила: все-таки 27 лет там проработала. Но мечта работать с детьми все равно жила в душе. Пришла в училище, как будто домой вернулась, к родной семье. И вот уже 26 лет за плечами. У нас здесь атмосфера особенная, еще в те годы заложенная. Училище стало профессиональным лицеем, затем колледжем, потом техникумом, а традиции – те же. Рядом со мной работают мастера производственного обучения, которые заслуживают и уважения, и преклонения. Они под свое крыло берут подростков в самый сложный переходный период их жизни. К каждому нужно подобрать особый ключик. Мы даем очень нужные профессии, жизненные, важные, которые востребованы и задействованы на предприятиях и в сфере услуг. И сейчас, когда принято подводить итоги, не сомневаюсь, что сделала правильный выбор.