Недавно были обнародованы итоги конкурса на присуждение премий лучшим учителям России за достижения в педагогической деятельности. Конкурс ежегодно проводится в субъектах Российской Федерации. В этом году в нем приняли участие 18 педагогов, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, из 8 районов Смоленской области.
По итогам конкурсного отбора в числе победителей оказалась учитель географии Ярцевской школы №6 Диана Абейдулина.
О том, что она будет учителем, Диана Альбертовна знала всегда. Собственно, если ребенок растет в учительской семье, у него в профессиональном плане только два варианта: продолжить семейную династию или сразу по окончании школы забыть о ней раз и навсегда, как о самом страшном кошмаре своего детства.
Двадцать два года назад Диана, тогда выпускница 4-й средней школы, подала документы на естественно-географический факультет Смоленского государственного педагогического университета, а в октябре 2000 года начала свою работу в школе № 6, о чем ни разу не пожалела.
Смущаясь от неожиданно свалившейся на нее популярности, Диана Абейдулина рассказывает о победе в престижном профессиональном конкурсе и о повседневном труде обычного учителя географии.
— Я из учительской семьи. Дедушка по профессии — учитель русского языка и литературы, работал директором школы в Баку, у него вообще богатая учительская биография. Мама и сейчас преподает английский язык в десятой школе. Моя тетя – тоже учитель. Мы с сестрой с детства вращались в учительской среде, часто бывали на работе у мамы, видели, как она ведет уроки, и это нам очень нравилось. Так что ни у меня, ни у сестры выбора практически не было. Она, кстати, ведет литературу в гимназии и там же работает библиотекарем.
— То есть, Вы учитель в третьем поколении?
— Получается так. У меня и муж из учительской среды. Ильхам Рустамович работает учителем математики в гимназии.
— Вы работаете в школе 20 лет, и все эти годы – время бесконечных реформ и экспериментов в сфере образования. Многие учителя недовольны этой ситуацией. Что Вы думаете по этому поводу?
— Учителя не то что недовольны, но, действительно, сложно постоянно перестраиваться и подстраиваться к постоянно меняющимся требованиям. Хотелось бы, чтобы реформы и эксперименты в школе не проводились так часто или, по крайней мере, доводились до конца. И бумажной работы в последнее время столько, что уроки иногда вести некогда.
— И тем не менее Вам нравится Ваша работа? Чем она вас радует?
— Во всяком случае, я никогда не думала о смене профессии. Знаете, хорошо там, где нас нет. Свой выбор я сделала много лет назад. В любой профессии есть свои плюсы и минусы, и учительская профессия исключением не является. Из плюсов — успехи учеников, в первую очередь. Когда вкладываешь в ребенка свой труд и видишь, что есть какой-то результат, это, конечно, очень приятно. А на сегодня меня успехи учеников радуют. И вообще, учитель – это профессия творческая.
— Раз речь зашла об успехах учеников, может быть, можно привести какие-то примеры?
— Есть определенные конкурсы, в которых наши ученики участвуют ежегодно. Например, последние два года ребята из нашей школы побеждают в районной научно-практической конференции школьников «Старт в науку» по предмету «география»: в прошлом учебном году ребята заняли второе место, а в этом стали первыми. В 2020 году мы победили и на районной «Неделе толерантности», заняли I место на региональном этапе Всероссийского конкурса туристско-краеведческих походов и экспедиций обучающихся «Лучшее туристское путешествие», стали участниками районного конкурса «Елка эколят – молодых защитников природы». В 2019 году две ученицы нашей школы получили дипломы первой степени за участие в областном краеведческом конкурсе «Экспедиция длиною в жизнь», посвященном 180-летию со дня рождения Н.М. Пржевальского. Также ученица нашей школы стала призером регионального конкурса детского рисунка «Страницы Красной книги», проводимого национальным парком «Смоленское Поозерье». И подобных побед можно назвать много.
— Расскажите, пожалуйста, об участии в конкурсе педагогических достижений. Каковы критерии оценки этих самых достижений?
— Таких критериев довольно много, и один из самых важных – наличие у учителя собственной методической разработки по преподаваемому предмету. Причем эта разработка проходит обязательную экспертизу на областном или федеральном уровне. Я представляла на конкурс авторскую программу факультативного курса по географии Смоленщины. Дело в том, что в последние годы этот курс не изучается как отдельный предмет. А я считаю очень важным знать как можно больше о земле, на которой живешь. Без этого нет патриотического воспитания. Также в конкурсе оцениваются результаты учебных достижений обучающихся (ОГЭ, ЕГЭ, Всероссийских поверочных работ), результаты внеурочной деятельности (конкурсов, олимпиад), адресная работа с различными категориями школьников, использование современных образовательных технологий, распространение педагогического опыта, то есть, участие в Едином методическом дне, в научно-практических конференциях, в районном методическом объединении учителей географии. Но в итоге все сводится к одному: к методической работе учителя. Большое внимание уделяется участию в олимпиадах разного уровня. Например, уже третий год естественно-географический факультет СмолГУ проводит тематические олимпиады: «Географическая культура», «Географические персоналии», «Города России». Наши ребята успешно участвовали во всех трех олимпиадах и дважды становились призерами. Уже стало многолетней традицией участие учеников в международном игровом конкурсе по естествознанию «Человек и природа», во Всероссийских олимпиадах «Олимпус» и «Школьные дни», в которых ежегодно наши ребята становятся призерами и победителями.
Так вот, все эти достижения нужно отразить в конкурсной работе, причем каждое слово, написанное в ней, должно быть документально подтверждено.
— Диана Альбертовна, а почему Вы выбрали географию? Не иностранный язык, не математику? Чего больше в этом выборе: жажды дальних странствий или здравого смысла?
— Я даже не помню того момента, когда возник интерес к географии. Мне в школе очень нравились английский язык и история, и вполне вероятным было поступление на иняз. Но уже перед самым окончанием школы я решила, что буду заниматься географией. Наверное, свою роль сыграли уроки географии, которые вела наш классный руководитель. Может быть, хотелось быть в чем-то похожей на нее.
— А у Вас есть ученики, которые хотят стать учителем, подражая Вам?
— К сожалению, сейчас дети стали очень практичными, и профессия учителя их не привлекает. Наверное, в этом отчасти виноваты и средства массовой информации, которые не создают привлекательный образ учителя. Везде говорят о низкой зарплате учителей, а дети с самого раннего возраста понимают, что в жизни надо зарабатывать. А то, как нелегка эта профессия, школьники видят и сами. Иногда они в шутку говорят: «Как Вы нас терпите?»
— А как Вы их терпите? Ведь дети бывают очень разными, порой невыносимыми.
— Бывают. Но, как бы дети себя ни вели, это все равно дети. И в каждом ребенке своя особенность, своя изюминка. Даже если он слаб в учебе, у него есть какие-то другие способности, какие-то сильные стороны. Есть дети, которые хорошо учатся, схватывают на лету, прислушиваются к каждому слову учителя. А есть те, кто не силен в учебе, но они обязательно будут проявлять себя в чем-то другом: в спорте, в каком-то творчестве. И я считаю, что каждый учитель должен увидеть эту особенность и развивать ее.
— Без малого 20 лет Вы работаете в шестой школе. Не приходила мысль о смене места работы?
— У нас небольшая школа, небольшой коллектив, но это очень хорошие люди, и работать с ними очень комфортно. Мы все друг другу помогаем, это отмечают все, кто когда-то работал в этой школе.
— Профессия учителя одна из самых физически и психологически затратных и очень эмоционально напряженная. Как избежать профессионального выгорания? Как Вы восстанавливаетесь?
— Конечно, наша профессия имеет такую особенность, что рабочий день учителя не заканчивается, когда он уходит из школы. Здесь не получится прийти домой и забыть о работе до следующего утра, как это бывает в других профессиях. Мы всегда «приносим работу домой». Но что бы ты ни «принес» из школы – проблемы, конфликты, переживания — это не должно сказываться на семье. Общение с семьей – это то, что помогает восстанавливать силы.
В каком-то смысле мне проще еще и потому, что мой муж – тоже учитель. Он прекрасно меня понимает, ему не нужно объяснять многие вещи, мы стараемся помогать друг другу. Так как свободного времени очень мало, каждую свободную минуту я стараюсь проводить с сыном.
— Говорят, что актерские дети растут за кулисами, а учительские – в школе. Ваш сын, как и Вы, родился в учительской семье. Вы пошутили, что у Вас в свое время практически не было выбора. А у Тимура будет такой выбор, когда он закончит школу? Что Вы ему скажете, если он объявит о своем решении стать учителем?
— Все почему-то жалеют учительских детей. Принято считать, что им сложно учиться в той же школе, где работают их родители. Конечно, доля правды в этом есть. И к нам с сестрой в детстве родители предъявляли высокие требования, но никто не заставлял нас что-то делать из-под палки. Что касается будущей профессии моего сына, он закончил только 4-й класс и о профессии пока не думает. Но пока ему очень нравится информатика и работа программиста.
Когда Тимур вырастет, он сам сделает свой выбор. Решать ему. В первую очередь, потому, что это его жизнь, и я не смогу прожить ее за него. Пусть пробует свои силы, сам решает, что ему нравится, что нет.
— Из-за пандемии последние месяцы были очень тяжелыми для всех, кто имеет отношение к образовательному процессу. Я имею в виду дистанционное обучение. Учителям пришлось перестраивать свою работу, многому учиться. Как Вы пережили этот период?
— Действительно, трудно было всем. Учителям пришлось гораздо больше готовиться к урокам, чем прежде: нужно было сформировать задания, отправить ученикам, потом проверить, причем, в электронной форме, заполнить отчетную документацию. Возросла нагрузка и на детей. На обычных уроках мы должны постоянно заботиться о здоровье ребят: использовать здоровьесберегающие технологии. А какое же здоровьесбережение, если ребенок целый день сидит перед компьютером?
Но этот период был сложным не только для учителей и учеников, но и для родителей. Им в это время пришлось стать для своих детей учителями, и они поняли, что на самом деле это не так просто, как казалось.
— А как Вы считаете, после того, как родители примерили на себя профессию учителя, они пересмотрели свое отношение к этой работе? Ведь не секрет, что бытует мнение о легкости учительского труда.
— Я думаю, что после дистанционки тех, кто так думает, станет меньше.
— Диана Альбертовна, что главное в работе учителя?
— Мне кажется, главное для учителя – не утратить интерес к работе и веру в ребенка.