Наш юбиляр, учитель географии Ашковской школы, как будто знакома со всем миром: фронтовики, фотокорреспонденты, выпускники, их семьи
Стенд в Ашковской школе о Великой Отечественной войне в их селе, о местных жителях, ушедших на фронт, изготовлен шариковой ручкой и фломастерами поколением выпускников, которые скоро поведут на первый звонок своих внуков. Бесценность стенда – в собранных материалах. Фотографии подарены школе военным фотокорреспондентом Аркашевым: с “лейкой” и блокнотом Василий Иванович “прошагал боевой путь от Минска до Москвы и от Москвы до Кенигсберга”, как напишет о нём генерал-майор В.Савин в предисловии к книге “Мы встречались в бою”.
На центральной фотографии стенда, которая сразу бросается в глаза, – бравый лезгин Абдулла Сефербеков. Он – снайпер, уничтожил 110 фашистов (по отдельным данным – 197) и погиб 5 марта 1943 года у деревни Трубино – в окрестностях Гжатска, из которого выбили фашистов на следующий день. И о нём, и о наводчике орудия Василии Ульященко, чья молодая жизнь оборвалась у гжатских Васильков в 1942-м, и о старших односельчанах-фронтовиках знает школьная детвора, пишет о них сочинения, читает переписку, извлекая из пожелтевших конвертов письма потомков Сефербекова – сына Тагира и внучки Гюльфизар.
“Хранитель” этих зафотографированных историй – учитель географии Ашковской школы Алевтина Константиновна Сапенкова: 1 апреля у нашей героини – юбилей, который может сравниться разве что с Победой.
Мой адрес – Советский Союз
Алевтина Константиновна – очень даже местная. Правда, сибирячка. Только родилась на Кольском полуострове. И образование педагогическое получила в Смоленске. А так – местная: в гжатском образовании – с 1964 года.
География переездов семьи, равно как и предмет преподавания, – интереснейшая! Отец-фронтовик воевал на севере – защищал железную дорогу на Мурманск. После окончания войны Константина Георгиевича направили служить “туда, где заключенные находились”. В общем, кочевала семья с ним по Кольскому полуострову. И Аля родилась там же.
Затем отца направили на работу в Сибирь, и снова переезды: Красноярск, Канск, Тайшет, Решёты.
В Красноярске же Алевтина поступала в “радиовакуумный” институт. Молодо-зелено: девчонки узнали, что есть такой институт, название понравилось и отправились туда поступать. Экзамены почти сдали, а вот с математикой возникли трудности – в общем, по конкурсу не прошли.
Аля возвращается в Иланск – в родную школу-интернат. (Не в каждом селе были средние школы, поэтому детей отвозили в школы-интернаты.) Самые добрые воспоминания у Алевтины Константиновны о школе: воспитатели были замечательные, “одевали сразу полностью – от тапочек и до зимней одежды”, кормили очень хорошо. А в старших классах проводилось профобучение: мальчишки изучали трактор, а у девчонок – “воспитательная работа”, то есть работали воспитателями в начальных классах. После окончания школы вместе с аттестатом выпускницам вручали документ о том, что они могут работать воспитателем в школе или в детском саду.
Вот с такой справкой Алевтина и пришла в отдел образования после неудачи с “радиовакуумным” институтом. Юного воспитателя направили в сельскую школу в километрах двадцати от станции Ингаш Иланского района. Первый опыт – не блин, поэтому получился крепким: два года в начальной школе запомнились основательно.
Пока Аля воспитывала детей, наступательная мысль об упущенном высшем образовании становилась более настойчивой. И девушка решает ехать из Красноярского края в… Смоленск. Что нам стоит! Мурманск, Сибирь, западная граница Союза – по своей же стране путешествуем!
Между азбукой и глобусом
Оставив родителей и сестру Нину в Красноярске, Алевтина едет к брату отца в Смоленск. Правда, пока собиралась и ехала, наступил октябрь, студенты уже вовсю науку грызут. Институт откладывался еще на год. Наведалась в отдел образования: тёти-дяди со вздохом посоветовали ехать учительствовать в Гжатский район – мол, школа там пустует, один учитель только и работает.
Девушке, преодолевшей путь из Красноярска в Смоленск, добраться до Гжатска – пустяковое дело. Вот так Алевтина Константиновна оказалась в Дубининской школе. Молодой учительнице сразу доверили начальные классы и административные обязанности заведующей. Семь лет пролетели как один миг.
Однажды весной (это было через год преподавания в Дубининской школе) Аля собирает свой портфельчик и вновь едет в Смоленск – “брать крепость науки”. В педагогический институт девушка поступила без закавычек на географический факультет. Этот предмет был любимый с детства, на вопрос “кем быть?” сама себе отвечала: географом или геологом.
Заочно закончила ВУЗ. В гагаринском отделе образования “подогрели” профессиональное честолюбие: хватит, говорят, сидеть в начальной школе – работайте по своей профессии. После практики и успешных открытых уроков в Кармановской школе Алевтине Константиновне “дали добро” и направили в Ашковскую, которая тогда была средней и “густонаселенной”. Шёл 1971 год.
Встреча с Аркашевым и Урок мужества
Освоив учебное пространство школы, Алевтина Константиновна включилась во внеклассную деятельность. Пионерские сборы, комсомольские собрания, поисковая работа, переписка с родными и близкими погибших на Гжатской земле воинов, сбор макулатуры, металлолома и лекарственного сырья, участие в районных фестивалях художественного творчества, многочисленные походы и экскурсии по родному краю. Коллектив школы локоть к локтю завоевывал право быть лучшим в туристическом многоборье: имеются грамоты Министерства просвещения за 2 и 3-4 места на областных соревнованиях.
Когда в 2000 году создаются первые отряды детской организации “Гагаринцы”, их деятельность в Ашкове возглавила Алевтина Константиновна. Школьная команда, вдохновлённая своим педагогом, трижды одерживала победу на “Гагаринских стартах” и награждалась переходящим кубком.
Параллельно Алевтина Константиновна занялась военной тематикой. А спровоцировал учителя фронтовой фотокорреспондент Василий Аркашев. В 1977 году ветеран приехал в школу. Визит его был кратким: Василий Иванович оставил фотографии, которые впоследствии составят основу стенда, и книгу “Мы встречались в бою” с автографом.
В следующий раз встретились в расширенном составе. Потомки снайпера Абдуллы Сефербекова, погибшего накануне освобождения Гжатска в его окрестностях, приехали из далекого дагестанского села Хивы ранней весной 1978 года в Ашковскую школу. Рядом с ними – Василий Аркашев, он как раз и фотографировал снайпера Сефербекова из заснеженного окопа для фронтовой газеты “Уничтожим врага” в январе 1943-го. Причем Абдулла спас Аркашеву жизнь: вовремя сбил с ног высунувшегося из окопа репортёра, а прожужжавшая над ухом пуля немецкого стрелка оставила долгое эхо в памяти. Приезжал на встречу в Ашковскую школу Титов – председатель комитета ветеранов 5-й армии.
А годом ранее одному из пионерских отрядов (пятиклассники) сельской школы было присвоено имя Сефербекова. Дети невероятно гордились своим героем-снайпером.
Из рук в руки
Беседовали мы с Алевтиной Константиновной в школьной библиотеке. Это было задолго до зловещего вируса, поэтому жизнь ученического сообщества вовсю кипела, а отдельные его представители время от времени заглядывали в дверь “храма книги” и засыпали учителя вопросами, заодно любопытно поглядывая на нас, вооруженных фотоаппаратом. Конечно, мелькнула мысль, нам до Аркашева и его фронтовых героев далеко. Мы не запечатлим корреспондента Твардовского на пепелище деревни или в окрестностях Гжатска. Не будет в нашем архиве фотоснимков отца и сына Жирковых, воевавших, как оказалось, рядом и встретившихся на поле боя под Кубинкой: правда, до Победы доживет только старый солдат, а сын Пётр погибнет в боях за Берлин. Но у нас есть книги Аркашева и его фотоальбомы, листая которые, мы учимся у мастера жизни.
А как же богатое наследие ашковцев? Оказалось, Алевтина Константиновна присмотрела ответственного человека с горящими глазами – свою дочь: Евгения Вячеславовна работает здесь же учителем начальных классов и помогает маме-наставнику во всех её начинаниях.
Вот так незаметно мчатся годы, вырастают ученики, и о возрасте появляются думы только при виде своего выпускника, ведущего на праздничную линейку детей. Но их так много, судеб детских, которые выросли под твоим крылом! Для грусти места не остается, ещё столько надо сделать.
Дорогая Алевтина Константиновна! Спасибо Вам за историю об Аркашеве, за чуткое отношение к своим ученикам, за попытку дать детям глубокие знания, которые им пригодятся по жизни, за широту своей души. Доброго Вам здоровья и побольше увлеченных единомышленников.