Общество Руднянский район События

Анне Федоровне Ериной из Чистика 25 октября исполнилось 85 лет. Вместе с родными Анну Федоровну как всегда поздравили представители межмуниципального отдела МВД России «Руднянский». Они опекают ее уже 18 лет. С тех пор, как при исполнении служебных обязанностей в результате ДТП погиб ее сын Юрий Юрьевич Ерин, который возглавлял в то время уголовный розыск в Краснинском РОВД

С особой теплотой и благодарностью  родные А.Ф. Ериной говорят о Татьяне Михайловне Погосян, которая часто звонит, приезжает к бабушке в Чистик, предлагая ей помощь в различных ситуациях.

Детские воспоминания Анны Федоровны связаны с Великой Отечественной войной, с родной деревней Трутни, большим домом-пятистенкой, в одной комнате которого осталась жить их семья и тетя, а в другой поселись немцы.

Отец Ани – Зайцев Федор Евтихович – воевал в партизанском отряде. Об этом доложили немцам. Накануне ночью отец в записке, подброшенной под окно дома, сообщил, что население погонят из деревни, но партизаны постараются их защитить. В караване телег с людьми ехала мама Ани – Мальвина Иосифовна, которая в то время была беременной, а с ней две дочки – Аня и Нина.

Анна Федоровна, которой в то время еще не исполнилось и 9 лет, вспоминает, что по дороге им встретилась речка, которую обходить было далеко, подводы поехали дальше, а кое-кто отправился на другой берег вплавь. «Никогда не забуду, как переправлялась через эту речку. Из деревни мы гнали свою корову Маруську. Я была отважная, поэтому меня посадили на корову верхом и она поплыла до другого берега. Держалась за ее большие рога крепко».

По дороге в один из дней завязался бой, немцы стали стрелять с вышек. Люди в ужасе бежали в разные стороны. После перестрелки на земле остались лежать тела убитых, через которые приходилось переступать. Трудно даже представить, какой страх тогда испытали маленькие дети.

Бежавшие после боя люди оказались в лесу около деревни Ботьково. Там собралось много жителей района. По воспоминаниям Анны Федоровны, жили там до самых заморозков. С едой и питьем было совсем туго. По ночам мама укладывала детей под перину, которую привезли с собой, считая, что при обстреле осколки не смогут ее пробить и девочки останутся в живых.

После освобождения семья вернулась домой, все вывезенные вещи пришлось бросить при быстром бегстве из леса, когда очищали его от немцев. С собой привели только сохраненную кормилицу-корову. Половину родного дома занимал лазарет – раненые бойцы Красной Армии ждали, пока их направят в госпиталь.

Отца дочки уже не увидели. Домой пришло извещение о том, что он пропал без вести в Черницах Лиозненского района. Пришедший с фронта Петр Романенко рассказал, что его, раненого, Федор выносил на себе с поля боя и просил передать родным, что он еще живой. Найти место захоронения Федора Евтиховича все же удалось, только это произошло спустя долгие годы.

После войны Аня, закончив 7 классов, поступила в Гранковский техникум, но до­учиться не смогла: мама и тетя заболели тифом, их изолировали на 40 дней, а дома остались маленькие сестрички – Нина и Маня, а также хозяйство, которое тоже требовало ухода: корова, свиньи, куры. Доучиться оставалось совсем немного, но Анна сказала директору техникума, что не оставит маму. Вместо диплома ей выдали только справку.

Молодая девушка устроилась в Сташки на сопровождение вагонов с торфом, которые грузили днем и ночью для Ленинградской ГЭС. В это же время случилась история ее знакомства с будущим мужем, которую в семье передают как легенду.

Однажды девушку на фотографии у односельчанина, служившего в Мурманске, увидел его однополчанин. Парень влюбился с первого взгляда. И поддался на уговоры сослуживца поехать в отпуск вместе с ним на Смоленщину. Отслужив срочную службу, мурманчанин Юрий Ерин приехал к Анне свататься. И вскоре молодые поженились. Через год, в 1956 году, у них родился первенец – сын Вячеслав, потом на свет появились еще два сына – Анатолий и Юрий.

Родители сначала уезжали на работу в Тулу, там Анна Федоровна работала на Моторстрое, а муж – на предприятии по производству гармоней. По семейным обстоятельствам вернулись на родину жены. Оба работали в Сташках. С маленькими детьми сидела мама Анны – Мальвина Иосифовна, ведь декретный отпуск состоял из месяца до родов и такого же срока после них.

Когда образовывалось торфопредприятие в Чистике, молодая семья Ериных переехала туда. Муж был среди тех, кто готовил торфяные поля, а для Анны работы не нашлось. И она вместе с другими женщинами, их собиралось человек 25, пешком ходила в Рудню. Дети оставались дома одни. Присматривать за ними с работы забегали соседки.

Однажды Анна не выдержала и пришла в кабинет директора с тремя сыновьями: «Вот оставлю вам, вы их и смотрите, а я пойду на работу в Рудню. Нам с мужем надо вдвоем работать, чтобы детей кормить и мебель хоть какую купить: дома только одна кровать да сколоченные нары». На следующий день Анну трудоустроили в Чистике.

 В то время на расчищаемых болотах собирали хворост, складировали его в штабеля, жгли. Затем Анна Федоровна работала подсобницей на стройке. По приказу директора далеко от дома ее не посылали, она бегала домой, смотрела за сыновьями. При наступлении тепла детишек стала брать с собой на работу.

 Шесть лет трудилась на торфобрикетном заводе. От тяжелых разгрузочных работ стали болеть руки. Пришлось уволиться и устроиться в Голынки на «Стеклоприбор». Перед пенсией дорабатывала снова в Чистике, укладывала рельсы на узкоколейке. Муж Юрий Гаврилович работал трактористом-машинистом на фрезерном барабане. За свой труд был награжден орденом Трудовой Славы III степени.

О том, какой была работа у торфодобытчиков, может сказать такой факт. В те годы баню в Чистике топили каждый день, потому что возвращались рабочие, как шахтеры из забоя, и не мыться ежедневно было невозможно.

Все три сына Ериных начинали свои трудовые биографии тоже в Чистике. Позже каждый пошел своей дорогой. Все женились, в семьях родились дети.

Бывает, что и с одной невесткой свекровь не очень-то ладит, а тут в семью пришлось принимать одну за другой сразу трех женщин. И несмотря на твердый характер, Анна Федоровна поступала по-женски мудро. При любом конфликте в семьях сыновей всегда занимала сторону невесток, чем, несомненно, снискала их уважение. И стала для них по-настоящему родной. Через некоторое время после гибели Юрия, его вдова Наталья вышла замуж. И бывшая свекровь хорошо принимает в своем доме ее вместе с новым мужем.

 Статус бабушки и дедушки Анна Федоровна и Юрий Гаврилович после первой внучки подтверждали еще 5 раз: у них пять внучек и один внук, которые живут в Руднянском районе, городах Ярцево и Москве, а самая младшая внучка Аня с семьей – в США. Теперь уже у Анны Федоровны (муж ушел из жизни несколько лет назад) восемь правнуков. Денис, единственный внук, которого бабушка с дедушкой когда-то (помогая сыну с невесткой, когда ту отправили учиться в Челябинск) взяли на три месяца к себе на воспитание, теперь живет этажом выше бабушки. И, конечно, при необходимости приходит ей на помощь.

Пожилому человеку порой непросто справиться с уборкой, готовкой, стиркой, огородом, другими домашними делами, которые раньше не казались ему обременительными. Но это не про Анну Федоровну.

Два года родные «воюют», чтобы оставила дополнительный участок около дома, не сажала там картофель. Пока безрезультатно. На двух ее огородиках летом не найдешь ни травинки. Всего несколько лет назад под давлением родных бросила большой огород. Долгие годы семья держала корову, свиней, птицу. Причем, сарай стоял не около их многоквартирного дома, а на другом конце Чистика. И надо было приготовленный для животных корм везти с полкилометра на тачке.

Дома у Ериной идеальные чистота и порядок, делает она все сама. Любит красивое, что придает дому уют: занавесочки, покрывала. Их у нее несчетное число. Если несколько лет пробыли обои на стене, – их надо обязательно переклеить.

Несмотря на почтенный возраст, Анна Федоровна следит за собой: постоянно подкрашивает волосы, обновляет гардероб. И пусть эти маленькие радости, которые она, несомненно, заслужила, продолжаются еще многие годы в ее жизни.


№48 от 05.12.2019


Вам также может понравиться