«Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую», — рассуждал об учителе и ученике классик российской исторической науки Василий Ключевский. Но прежде чем разбудить мысль, ее надо оформить, чтобы каждое слово стояло на своем месте, как буквы в алфавите. С него-то и начнем!
Хрупкая девушка холодной красоты, казалось бы, безжалостно, расправляется с работой над ошибками, выведенной второклассником аккуратно так, насколько позволило усердие. Но оно подвело: ошибки всё еще краснеют на разлинованной странице, и “Золотая осень” художника Ильи Остроухова в словесном облачении предстает почему-то не чарующим временем года, а сплошным недоразумением, за которое можно и “двойку” схлопотать. А картина и, правда, печальная, и такая настоящая, словно фотография в мамином телефоне! Будто этот Остроухов прогулялся с мольбертом в лесу за нашей дачей. Это же так понятно, если подумать, но как трудно при помощи тридцати трех букв превратить свои восклицания в связный текст, еще и без ошибок. И как это Олесе Петровне удается? Придется постараться: разжалобить новенькую учительницу нет никаких шансов – непреклонна, строга, пытается заглянуть прямо туда, где сердце. Говорят, это называется душой.
А Олеся Петровна, которой исполнился 21, в первый год своей трудовой деятельности учителем, смело взялась за 2“В”, который в школе №4 имени А.А. Леонова. Спустя месяц, вывела на доске аккуратным почерком тему первого в их жизни сочинения. Как учили.
…Получив аттестат основного образования в столичной школе с четырехзначным номером, Олеся решила дальнейшую судьбу связать с родиной первого космонавта. Конечно, наш маленький городок с легендарным именем заслуживает того, чтобы его выбирали, но в случае с Олесей причина были иная – глубоко семейная и почти детективная. Поэтому обучение в Гагаринском педагогическом училище, которое в одночасье трансформировалось в многопрофильный колледж, равно как и выбор профессии учителя, были осознанными.
На первых порах старейшая в Смоленской области “кузница” педагогических кадров радужного отношения к профессии не вызывала. Но постепенно интерес просыпался, подросток-студент взрослел, и по мере увеличения длительности практики в школе росло чувство ответственности будущего учителя.
“Педагоги в Гагаринском колледже, которым я искренне благодарна за науку, учителя в школах, где мы проходили практику, втолковали мне одну простую истину: детям надо уметь объяснять – не просто красиво говорить, а объяснять, потому что если что-то упустил или объяснил неправильно, потом очень сложно переучивать”, – рассказывает Олеся Перемитина.
Работа над формулировками, поиск простых, но выразительных фраз, корректировка плана урока со старшими товарищами и всеобъемлющий самоконтроль – молодой учитель Перемитина старается соответствовать профессии, ведь для нее слово “учитель” звучит гордо.
Впервые осознала себя учителем Олеся Петровна на практике, которая, как были правы педагоги колледжа, предоставила шанс почувствовать вкус профессии и зажгла чуть было не погасший огонек мечты. Вместе с внешними осанкой, голосом и сдержанностью выработалась собственная “привязанность” к дисциплине: прежде чем научить кого-то – последуй своему примеру первым. Сейчас, переступая порог класса, нет, даже раньше, хрупкая девушка, внешне мало чем отличающаяся от старшеклассниц, – уже не Олеся, а Олеся Петровна, на плечах которой – ответственность за два десятка второклассников с момента появления их в школьной раздевалке, за прочность их знаний, за умение себя вести со старшими и даже в семье.
Очевидно, поэтому родители 2“В”, знакомые с молодым педагогом лишь месяц, пошли навстречу Олесе Петровне, поддерживают ее и соглашаются со всеми правилами очаровательного учителя. С какими? Например, телефоны дожидаются своих юных друзей в рюкзаках до конца уроков без права на снисхождение: связь с детьми родители держат через учителя. Назойливому экрану педагог противопоставляет беседу “по душам”, потому что грамотное и “некнопочное” общение, к всеобщему удивлению отцов и детей, оказалось наукой сложной.
Как и объяснить родителям, что знания на “тройку” не могут быть оценены на “4”, потому что это зарождает в ребенке пренебрежительное отношение к труду. Любую оценку надо заслужить: принцип “мой сын учится только на “пять” у Олеси Петровны не проходит. Ах, какую же радость вызывает “четверка”, красующаяся после старательных исправлений, и как же мир хорош, и даже забияке из соседнего двора можно простить всё (ну или почти всё).
– Есть такое высказывание: “Дети – цветы жизни”. Любой ребенок в классе – а их у меня 22 – это цветок, который надо раскрыть. На самом деле, это очень тяжело. Потому что раскрыть пару лепесточков – недостаточно. Стремимся и все вместе прилагаем усилия, чтобы сделать большой красивый букет, за который никому и ни перед кем не будет стыдно, – завершает нашу беседу Олеся Перемитина, взглянув на часы и мысленно пролистав ежедневник: детей на шахматный кружок проводила, с родителями побеседовала, осталось повторить темы завтрашнего дня и спросить у старшего учителя, какой фрагмент подойдет больше для закрепления пройденного.
Перефразируя великую Раневскую: красота – это страшная сила, а дисциплинированная красота – вдвойне.