Дорогобужский район Интервью История

Интересно было бы перенестись с помощью машины времени на много веков назад и узнать, как Смоленщина жила в X, XIII, XV веках. Надеть на себя доспехи и сразить острым мечом врага. Узнать, как в те далекие времена был устроен быт наших предков

Ученые пока не изобрели такую машину, но наш земляк Анатолий Копылов все-таки нашел способ перенестись в эпоху ратных сражений. Он активный участник военно-спортивного объединения «Варта», которое занимается реконструкцией средневекового военно-социального быта. С Анатолием Копыловым мы беседуем сегодня на страницах нашей газеты.

— Анатолий Викторович, расскажите, как Вы узнали об объединении «Варта»? Как попали в него?

— О «Варте» узнал от своего друга. Несколько раз побывал на выступлениях этого объединения в Озерище, в ДК на «Ночи музеев». Захотелось самому попробовать. Подошел к участ­никам «Варты». Они сказали: «Бери меч и пробуй». И вот я до сих пор пробую.

— Вы окончили высшее военно-командное училище связи. Это сыграло роль в увлечении ратным делом?

— Дисциплина — единст­венное, что осталось с того времени. А ратное дело… Мы в детстве этим занимались. Вспомните фильм «Д Артаньян и три мушкетера». Мы смотрели его, потом шли на улицу, брали «шпаги» из елок. Так что реконструкция — это скорее детские забавы во взрослом состоянии.

— Сейчас Вы работаете начальником отдела на оптовом рынке электроэнергии и мощности на ПАО «Дорогобуж». Ответственная должность. Как успеваете находить время на свое хобби?

— Мы собираемся после работы, часов в семь вечера. Когда-то проводим тренировки,  когда-то решаем организационные вопросы, проблемы. Кто-то может прийти, кто-то нет. Это не принципиально.

— Позволяете ли Вы себе, придя домой после трудного рабочего дня, помахать мечом вволю, чтобы снять психологическое напряжение, «разрубить» все неприятности?

— Махать, как Вы выразились, мечом в прямом смысле этого слова, как впрочем, и любым другим оружием, нельзя никогда и ни при каких случаях. А для снятия психологического напряжения есть масса других более мирных и приятных способов.

— Получается, ратное дело — мирное хобби?

— Очень мирное. Притом, мы стараемся наносить удары таким образом, чтобы не поранить человека, контролируем все. Если коллега пропустил удар, не смог его отразить, я стараюсь удержать свой меч.

— Есть ли человек, который специально изготавливает доспехи, мечи, одежду по лекалам того времени? Или участники «Варты» делают все сами?

— Мы делаем все вместе. Но у кого-то получается лучше что-то определенное. Вот, допустим, кольчуги нам делает Игорь Павлов. У него много знаний и умений в этом деле. Игорь может за два месяца сделать хорошую кольчугу для защиты на тренировках.

Мечи делает Владимир Арлащенков. Он в этом мастер. Практически все мечи — это дело его рук.

— А насколько тяжело облачение ратного воина? Без физической подготовки можно  сражаться в доспехах?

— Можно, но тяжело. Игорь делает разные кольчуги. Если нужна для ребенка, он делает ее из тонкой проволоки, чтобы не было большой нагрузки на позвоночник. Получается где-то 8 килограммов. Моя кольчуга весит 16 килограммов. Полное облачение весит больше 30. Но к этому привыкаешь. Если целый день так проведешь, на следу­ющей репетиции уже легче.

— Как проходит процесс реконструкции боя: от идеи и до реализации? Есть ли сценарий или все уже написано историей?

— Мы не реконструируем события. Мы конструктивисты. В чем отличие? Мы делаем похожие вещи, очень близко стараемся подойти к оригиналу. Реконструкторы делают все стопроцентно похожим на вещи тех времен. Если в сапоге было 32 гвоздя, значит, реконструктор сделает именно 32 гвоздя  именно такого размера и формы. А сценария в ведении боя нет. Чтоб не было сумятицы и беспорядка, мы просто расписываем, кто с кем в паре фехтует. В этом и заключается весь сценарий. В самом бое сценария нет. Удары наносятся хитро, хаотично, то есть как в реальном бою. Бывает такое, что при ударах даже ломаются мечи.

— Со стороны реконструкция кажется дорогостоящим и времязатратным хобби. Так ли это на самом деле? Может ли человек со скромным доходом рассчитывать хотя бы на скромный меч, найти деньги, время на это?

— Время человек найдет, если захочет заниматься. С день­гами тяжелее. Все, что у нас есть, мы делали своими руками и за свой счет. Есть небольшие добровольные пожертвования от спонсоров. В «Варте» есть членские взносы. Каждый месяц мы в общую копилку складываем деньги. А потом оттуда берем на необходимое, например, на ту же проволоку для кольчуги или на покупку инструментов. На Троян Зимний (день воинской славы древних славян), в годовщину Ледового побоища мы проводим обряд Тризны: после выступления накрываем столы для зрителей.

— Кстати, про Трояна Зимнего. На отчетных фотографиях 2017 года со сбора заметила в ваших рядах одну женщину. Много ли в «Варте» женщин, которые тоже хотят проверить себя на ристалище?

— С самого начала образования «Варты» в ней участвует одна женщина. Она, кстати, шьет одежду по лекалам тех времен. Все вручную. Она же занимается с нами вместе фехтованием на мечах, да практически любым оружием.

— То есть, она наравне участ­вует в боях с мужчинами?!

— Да, наравне. Есть в «Варте» еще одна женщина, которая занимается, в основном, стрельбой из лука, но в фехтовании она не участвует.

— Сейчас проходит много фестивалей реконструкторов, в том числе и на Смоленщине. «Варта» участвует в них? Сколько наград и призов у объединения?

— Когда приглашают, мы никогда не отказываемся, приезжаем. Были на фестивале исторической реконструкции «Гнездово» в Смоленске. Но выступали отдельно. Были за пределами Смоленщины: в Александрове Владимирской области, в Миорах Витебской области. Часто бываем в Беларуси на рыцарском фестивале в Мстиславле. Занимали там первые места среди реконструкторов. Нам всегда поручают открывать этот фестиваль: князю Мстиславля именно мы отдаем меч для того, чтобы он разрубил канат — как символ открытия. Бывали у байкеров на слете. Они очень сердечно отнеслись к выступлению «Варты».

— Спасибо за интересную беседу.


 


Вам также может понравиться