Пожалуй, вряд ли найдется среди взрослого населения у нас в районе хоть один человек, который не знал бы этих шестерых девушек: Ларису Ступину, Светлан — Мищенкову и Башину, Татьян — Левченкову, Климову и Сусенкову — милейших медсестричек терапевтического отделения Монастырщинской ЦРБ
Многие у них лечились — это факт неоспоримый! А где ещё — у нас же одна больница, и соответственно, одно терапевтическое отделение. И почти все пациенты остались очень довольны их отношением и к делу, и к больным. И это тоже — факт! Иначе в этом отделении просто не бывает!
Все девчата уже давно работают в нашей больнице и все достаточно давно именно в терапии. Вот так и сменяются изо дня в день, приходя на дежурства ровно к 9 утра: сегодня Светлана, а завтра Татьяна… И всех их больные любят и ждут. Никто уже и не спрашивает у соседа по палате, как это обычно бывает: «А сегодня какая медсестра придет? Добрая? А она хороший специалист?». Все и так знают, что все они — добрые, внимательные, и что все назначенные врачом процедуры будут выполнены вовремя, точно, умело и аккуратно.
Этих медсестёр просто приятно видеть. Они всегда в хорошем настроении, доброжелательно улыбаются. А какие сами все симпатичные и аккуратные — в белоснежных халатиках, или, как сейчас модно — в брючной медицинской форме зелёного, голубого или даже фиолетового цвета. Какого цвета форма, конечно же, не важно! Важно, что они всегда свеженькие, бодрые, в полной боевой готовности к новому дежурству. А еще важно, что больные уверены — рядом с ними — настоящие профессионалы, которые им точно помогут, облегчат их боль и просто поддержат, и успокоят.
Очень непросто было найти время поговорить с каждой из них — не мне, конечно же — им. Больных в стационаре всегда много, столько же и процедур. Лишь в долгие праздничные майские дни я смогла получить аудиенцию у каждой.
Татьяна Сусенкова. 2 мая. Есть минутка поговорить. Я узнаю, что в медицине она уже 19 лет, после окончания Смоленского медицинского колледжа. Что с детства точно знала, что будет лечить людей и будет именно медсестричкой. На мой вопрос: «А у вас в роду есть еще медработники?», — она отвечает: «Нет! Я первая такая! Но думаю, что не последняя, может, кто и еще будет!».
Все эти годы Татьяна работала только в нашей больнице. Пришлось всего попробовать: и в хирургии трудилась, и на скорой помощи, в неврологии, и теперь вот здесь. Она говорит:
— Коллектив нынешний мне очень нравится. Со всеми ладим, если кому надо перенести дежурство, всегда подменим. А как же иначе? Сегодня у меня на душе особенно спокойно и комфортно, — делится своими ощущениями медсестра.
— А почему так?
— Да потому, что сегодня дежурный врач — заведующая нашим терапевтическим отделением Валентина Петровна Филипенкова. Она у нас — умница, трудяга, и к тому же — потомственный медик (ее мама — Исакина Елена Петровна 45 лет отработала в Мордовии медсестрой). Врач высшей категории с большим опытом. Когда она рядом, чувствуешь себя надежно. За ней, как за каменной стеной! За годы совместной работы мы все уже с полуслова понимаем нашего доктора. И она за нас всегда «горой»! Всякое ж бывает! И больные разные, и родственники попадаются капризные… Мы тоже — не роботы, а люди, но мы понимаем свое назначение — лечить…
— А чем любите заниматься в свободное время?
— Очень люблю вязать!
— А что? Шапочки, кофточки?
— Все люблю! И платьица тоже вяжу для себя. Мне нравится носить то, что сама связала. Да и мужу Алексею тоже. Они у меня с дочкой Катей больше в Смоленске живут. Муж там работает, а дочка нынче в 10 классе учится. Вот отдежурю, и к ним еду. А на выходные и праздники — они ко мне. Я их всегда пирогами и тортами встречаю. Обожаю печь всякую вкуснятину.
Да, быстро летит время. Вот и Катя уже скоро школу окончит. А я вспомнила, как в первый класс много лет назад, когда я работала учителем начальных классов, ко мне привели родители Сашу Сусенкова — брата мужа Татьяны и Свету Романенкову, теперешнюю медсестру терапевтического отделения Светлану Башину.
Именно с ней и состоялась моя следующая беседа. А про Лешу Таниного можно уверенно сказать — он с детства основательный такой, надежный, крепкий, как все в роду Сусенковых, а посему, даже и дочку с ним в большом городе оставить не страшно. Мама за них спокойна…
Светлана Башина с детства приходила к маме на работу в больницу. Мама там бухгалтером работала. Девочке очень нравились врачи и медсестрички в белоснежных халатиках и накрахмаленных колпаках (сейчас такие уже и не часто встретишь). Она тоже хотела лечить людей и носить такой же халатик.
Поступила в Смоленский медколледж, окончила. А места по специальности в районной больнице на тот момент не оказалось. Главврач — хирург, заслуженный врач РФ Юрий Иванович Корягин, испытывая некоторое неудобство перед молодым, весьма симпатичным дипломированным специалистом, предложил:
— А санитаркой пока временно не поработаете? Пробирки в лаборатории некому мыть, а еще поликлинику убирать, ну и в моем кабинете…
И, поскольку, даже думать о чем-то другом кроме медицины Светлана не могла, и выбора не было, она согласилась. Дома немного всплакнула перед первым рабочим днем, глядя на свой новый модный белоснежный халатик, подаренный мамой по случаю окончания колледжа, который так и остался на вешалке.
А пока, облачившись в синенький, обрабатывала медицинские инструменты, тщательно мыла пробирки, а в конце рабочего дня — полы.
Как-то устала, присела на шикарное кожаное кресло главврача… Оно такое мягкое, крутится хоть куда, повернулась к окну, задумалась (грустно и как-то скверно было на душе), и не услышала, как Юрий Иванович зашел в кабинет.
Поворачивается — и так неловко ей стало, испугалась, извиняется. А главный спокойно, шутя говорит: «Света, а Вы хорошо в нем смотритесь. Я уверен, что совсем скоро Вы будете заниматься своим любимым делом! Я все понимаю — непорядок это — столько учиться, и потом полы мыть!» …
Поскольку человек он был порядочный — слово свое сдержал. Только месяц она и проработала так, а потом Свету перевели на временную работу дежурной медсестрой и по совместительству диспетчером на скорую помощь. Нет, не на машине вызовы обслуживать, а в стационаре. Сюда привозили денно и нощно тяжелобольных людей, пострадавших в авариях, с ранениями после пьяных драк. И не раз случалось, пока врачей нет — она сама, не имея никакого практического опыта, оказывала самую первую помощь: останавливала кровотечения, накладывала повязки и многое другое. Может кто-то и возразит! Какое право имеет? Она ж не врач! Но смотреть на умирающих людей у нее тоже права не было! Это — работа на скорой было самое трудное испытание за все 26 лет ее медицинского стажа.
Светлана вспоминает: — Раньше ж как работали? Сотовых телефонов не было. «Скорая» на вызове где-нибудь в деревне «у черта на куличках», а тут срочное поступление. По рации связываюсь с той машиной, что поближе. А рация как назло шипит, хрипит, и ничегошеньки не слышно. Хоть самой беги туда в эту деревню! А тут чья-то жизнь на волоске. Но все помогали, дружные очень были. Если беда, то и из терапии врачи, и из хирургии — все бегом к нам в санпропускник. И никто никогда не делил, чей больной, — кто чем мог, тот и помогал. Не справлялись сами — экстренно связывались с медавиацией и вызывали вертолет с реанимацией, отправляли в Смоленск или здесь оперировали. Сколько людей спасли наши врачи Михаил Федорович Судаков, Корягин, Галина Григорьевна Тимофеева!..
Многому тогда Светлана научилась! Но вы же помните, что работала она пока временно. А потом медсестрой стоматологии. И только постигла азы приготовления «цемента», быстрого замешивания раствора, чтобы не успел застыть, не мешкая подать нужный прибор для удаления зуба и многое другое, её снова перебрасывают на замену отпусков в роддом — детишек новорожденных присматривать. А рожали детей много в те времена. Пока всех перепеленаешь, педиатр приходит их смотреть, опять разворачиваешь, посмотрела заверни. Покормить, мамочкам разнести… Да и сама еще ребенок почти, только 21 год стукнул. Ничего! И тут справлялась!
Были еще и реанимация, и инфекционное отделение…
Долгим оказался путь Светланы, пока не появилось постоянное место работы в неврологии у доктора Игоря Николаевича Синицына. Потом «паллиативка», и вот теперь — терапевтическое отделение.
Свободное время Светлана предпочитает проводить с семьей. У них с мужем дом, огород большой, грядки, цветочки, сад. Муж охотник, так что есть и собаки. И коты тоже имеются.
Света любит орхидеи на окнах выращивать, а котов везде полно. Так она все цветы держит в одной комнате, на одном большом подоконнике (двери всегда закрывает, чтобы котяры не проникли). Красота просто неописуемая! А квартиру свою, тут же в нашем поселке, сыну с невесткой оставили. Ходят друг к другу в гости. И к родителям. И к сестре Елене в Смоленск ездят. Она работает директорам фирмы, продающей лекарства, и очень любит мягкие игрушки, особенно мишек. И Светлана вновь и вновь балует сестричку новой игрушкой. Вот и ко дню медицинского работника обязательно очередного мишку подарит! Будут отмечать — чай, они обе имеют самое непосредственное отношение к медицине.
Каждый раз, когда Светлане приходится делать мне уколы, она немного краснеет и смущается, словно отвечает урок у доски или сдаёт экзамен. И каждый раз она сдает его на «отлично»!
Татьяна Левченкова в медицине человек точно не случайный! У нее любовь к этой профессии на генном уровне, причем, с двух сторон: и по материнской линии, и по отцовской. Мама Тани — Валентина Георгиевна Бондаренко около сорока лет проработала акушеркой в нашем роддоме. Ни один малыш родился на ее дежурствах, и ни одну женщину она сделала счастливой. Бабушка -папина мама — была врачом-стоматологом, потом работала в туберкулезном кабинете вместе с нашим всем известным врачом Раисой Анисимовной Ковредовой. Жаль, что уже нет их с нами…
У Тани есть родная сестра Елена. Она — врач-психиатр, живет и работает в Смоленске. И дочь Наташа заканчивает ординатуру, и у неё тоже специализация, как и у тети — психиатрия.
Моя собеседница вспоминает:
— Наташа, бывало, из садика придет и начинает всю семью лечить. «Ты, — говорит, — мама, всем на работке уколы поделала, теперь я вас слушать буду и мерить вам давление. Садитесь».
Трубочку накинет игрушечную детскую на шею — врач, да и только наша Наталья Владимировна! И я очень довольна, что мечта дочери осуществилась.
Нам с ней есть за кем ухаживать. Папа наш — муж мой, Владимир, недавно второй инфаркт перенес, и свекровь приболела, так что мои больничные дежурства продолжаются дома. Стараюсь помочь всем родственникам: и маме с папой, и соседям, если обращаются.
Как подтверждение — звонок от мужа. Заметно волнение Татьяны, переживает, как он там без неё? Вот кто не любит, когда она уходит на сутки! Понятное дело, с любимой женой дома хорошо, а с женой-медсестрой тем более!
Я так поняла, что милосердия у этой женщины хватает на многих. Сама хрупкая, а характер крепкий и стойкий, как оловянный солдатик — всегда на посту.
Оказалось, что именно нынче — 1 июля, исполнится ровно 30 лет с первого рабочего дня моей героини. 30 июня сдала последний госэкзамен и уже на следующий день — на дежурство в инфекционное отделение. Там очень нужен был специалист. Пригласили! Знали уважаемую династию Бондаренко.
Потом, уже 25 лет — медсестра неврологии вместе с Таней Климовой и Светой Башиной. И вот теперь неврология и терапия в одном здании, и девушки наши тоже тут. И здесь теперь их рабочее место.
В свободное время Татьяна любит выращивать цветы-хосты (их у нее 30 сортов!) и вышивать крестиком. А дочка Наташа, так не только просто нитками вышивает, но и бисером, и мозаику алмазную выкладывает.
— А Вы что вышивать любите? Природу, натюрморты, портреты? — интересуюсь у Татьяны. И неожиданный ответ:
— Котов! Я их вообще обожаю, у меня дома четыре котика.
— А Вы их только вышиваете по готовым заготовкам или сами рисуете?
— Сама не рисую. Не умею. А вот мой родной дедушка, мамин папа, можно сказать, был настоящим художником. Мельком только посмотрит на какую-нибудь картину, домой придет, сядет и красками точь-в-точь такую же напишет. Копия, а не отличишь. А вообще, он председателем колхоза работал в Хиславичском районе. Там было две деревни по обеим берегам речки. Одна — Гутка, а другая — Владимировка. Дед в Гутке председательствовал, а как Гутки не стало, и деда занемог, так передал правление, уже во Владимировке, сыну своему — моему дяде! Она и сейчас есть. Мы ее ласково называем «наша деревня» и иногда в свободное от дежурств время ездим туда, в соседний район, чтобы навестить родственников, побродить по тем местам, где жили дедушка и дядя. Лично мне общение с приятными людьми и природой дает силы и дарит хорошее настроение. А и то и другое в нашей работе просто необходимы.
5 мая, воскресенье. Сегодня дежурство у Ларисы Ступиной, и у неё же сегодня — День рождения.
На медсестринском посту цветы и подарки от коллег, и шоколадки от больных, так наши бабушки благодарят своих «спасительниц». И эти «Аленки» для неё всего дороже.
Вот и еще одна больная пришла поздравить именинницу. Прошу её представиться и сказать пару слов:
— Барановская Валентина Ивановна. Живу в деревне Дудино. Сейчас на пенсии. Ноги вот сильно болят. 47 лет честно отработала бухгалтером. Я медиков очень уважаю. У меня две дочки тоже медсестрички. Одна — в Москве, а другая — Татьяна Гавриченкова, у нас в поликлинике работает. От всей нашей палаты поздравляю Ларису с Днем рождения. Она очень добрая, простая, капельницы хорошо ставит! Они все тут, сестрички, мне нравятся.
Я спросила у именинницы:
— А не обидно в свой День рождения на дежурстве быть? Не было желания поменяться?
— Нет! Часто приходится и на Новый Год работать, и на 8 Марта. У нас так принято (жить иногда без праздников и выходных), кому выпало — тот и дежурит.
— А Вас уже кто-то поздравил сегодня?
— Конечно! Муж и младший сын Сережка (ему 8 лет) тюльпаны и нарциссы свеженькие с нашей клумбы подарили. А еще они освободили сегодня меня в честь этого особого дня от утренних хлопот по хозяйству. А оно у нас большое, и все есть просят: куры, утки, поросенок, кролики, собака и четыре кошки (я невольно подумала: это же надо, все сестрички из терапии котов любят)! А другие мои дети уже подросли и далеко живут — в Смоленске, в Брянске. Все, конечно же, звонили, много хороших слов наговорили, в Интернете теплые поздравления прислали…Что мне еще надо? Было бы у них все хорошо.
Надо сказать, что деток у Ларисы четверо. Она у нас многодетная мама.
Родилась на Украине. Училась после школы в Херсонском медицинском училище на акушерском отделении. Потом работала в стационаре Красночабанской больницы, затем в стоматологии, на ФАПе акушеркой. Всего понемногу пришлось попробовать.
Уже с семьей и тремя детьми в 2002 году она переехала сюда — в Россию — в наш поселок Монастырщина, поближе к родственникам мужа. Более 10 лет отработала по специальности — акушеркой в роддоме. И сейчас бы работала — очень нравилось! Но роддом закрыли, а Ларису перевели в терапию. И здесь ей тоже по душе!
Мама и брат и сейчас на Украине. Видятся редко. Последний раз Лариса три года назад туда ездила — папы тогда не стало. А мама к дочке приезжала, когда Сережке ещё годик был…
Семья долго жила на съемных квартирах (за зарплату медсестры с четырьмя детьми квартиру точно не купишь, хоть Лариса ещё и подрабатывает в сосудистой неврологии Смоленской областной больницы). И вот четыре года назад на материнский капитал наконец-то приобрели собственный дом!
— Какое же это счастье! Свежий воздух, простор, кругом цветочки! Отдежурю на любимой работе и трудиться-отдыхать на любимый огородик! Чем не жизнь?! — радостно похвалилась Лариса. — И всем детишкам моим теперь есть куда приехать. Я их всегда жду в гости и всегда им очень рада!
6 мая, понедельник, утро.
Светлана Мищекова – старшая медсестра терапевтического отделения (справедливости ради надо сказать, что после так называемой оптимизации и модернизации теперь здесь же лежат и паллиативные, и неврологические больные) ну, просто очень занята. Выписки, истории болезни, сверка больничных листов и наличия лекарств и многое другое.
Светлана и ее коллега Татьяна Левченкова в этом году отмечают по две очень важные даты в жизни! Обе — 30-летие с начала трудовой медицинской деятельности и 50-летние юбилеи. Вот так -то! И здесь, в терапии, все примерно одного возраста!
А начинала Света работать фельдшером на селе — в деревне Дмыничи. Ее сразу зауважали. Взрослые мамы обращались за помощью и советом, когда болели их детишки. И когда из роддома выписывали новорожденных, сопровождение на селе не педиатр осуществлял (из района больно не наездишься), а все тот же сельский медик. Фельдшерица местная все знает, все умеет, хоть еще и очень молодая, более того, и сама готовится стать матерью. Но все равно при первом же обращении по несколько километров нахаживала к больным. Безотказная и просто очень, я бы сказала, талантливая…
Светлана Мищенкова — медицинская сестра от Бога! Она так умело и виртуозно управляется с внутривенными процедурами, что мне иногда кажется — попадёт в вену без проблем и с закрытыми глазами! Не удивительно, что 10 лет она проработала в терапии именно процедурной медсестрой.
Как-то странно получается, но и интересы у моих героинь во многом схожи. Света, как и Таня Сусенкова тоже любит вязать, и как Таня Левченкова — вышивать. Сейчас вот освоила и алмазную мозаику. Нравится! А еще нравится выращивать в палисаднике розы, лилии и радоваться приезду дорогих гостей — сына с невесткой.
Признание в любви своей работе от Татьяны Климовой: — С детства передо мной стоял выбор — стать учителем или медработником. Окончила медучилище, но мысль о школе не покидала меня. Все же в 1992 году окончила заочно и педагогический институт, однако уйти в школу так и не получилось — серьезно заболел муж. Выхаживала его, как могла, но болезнь победила…
Вот тогда я и поняла окончательно, что моё призвание — медицина. И больше ни о какой школе уже не думала. Я хотела лечить людей.
В 29 лет осталась одна с двумя детьми, и чтобы не быть с горем наедине, ушла с головой в работу. И вот уже 36 лет я в медицине. Понимаю, что это моё. Люблю людей, радуюсь, когда они выздоравливают.
Свою работу я просто обожаю. С удовольствием хожу на дежурства. У нас прекрасный коллектив сестричек, санитарочек и, конечно же, врачей. Это Игорь Николаевич Синицын, Светлана Васильевна Рамазанова, Валентина Петровна Филипенкова. Каждый из них всей душой болеет за наш коллектив.
А дома? Дома я люблю выращивать цветы, особенно розы. В этом году в моей жизни случилась большая радость — родилась внучка Настенька. Теперь я не просто счастливая женщина, любящая свою работу, но и самая богатая и счастливая бабушка — у меня есть внук Артем и внучка Настенька.
Вот такие они — медсёстры нашей терапии!
№19 от 17.05.2019