Наши деды и прадеды не мыслили своей жизни без красоты. Красота, как и правда, была для них высшим идеалом в жизни.
Ершичский крестьянский костюм… В этих немудреных, но прекрасных вещах – не только судьба их создателей; в них- мировоззрение, нравственные устои и художественный вкус поколений, за которыми стоят многовековые традиции. В орнаментах старинной вышивки и ткачества отражены душа народа, порядок в Божьем мире…
Богатая художественная культура наших предков сохранилась в сельской местности до наших дней. Она досталась нам в наследство. Это самое родное и близкое из искусств, вобравшее в себя лучшее, что было у народа, призвано не только украшать непростой сельский быт, но и воспитывать характер человека.
Недавно в Смоленском областном Цетре народного творчества были подведены итоги областного фестиваля-конкурса, посвященного русскому народному костюму. И вполне естественно, что Диплома лауреата фестиваля в номинации «Сценический костюм» была удостоена художественный руководитель фольклорного коллектива «Молодушки» Татьяна Петровна Сивохина.
На протяжении многих лет коллектив активно и успешно выступает на разных сценах области и за ее пределами, и тема сценического костюма для них близка.
Говорить на эту тему Татьяна Петровна может бесконечно, и слушать ее рассказ невероятно интересно:
— Вот, например, понёва – юбка, вытканная в домашних условиях, на ткацком стане из шерстяных ниток. Она в большую клетку, по поясу присборена. К юбке пришивается верхняя часть, которая называется «кабат» и шьется из холста или фабричной ткани.
Это зимняя одежда ершичских крестьянок.
Главный предмет в крестьянской одежде – рубаха, ее надевают под понёву. А девочки и пожилые женщины часто носили ее как отдельный костюм.
Рубаху ткали из льняных ниток. «Молодушки» представили на фестивале рубахи двух видов: короткую ( «чехлик» или «станушка») и длинную, когда к верхней части «чехлика» пришивалась «подставка». Если надевалась длинная рубаха, то ее нижний край не должен выступать из-под понёвы.
В деревне Лужная длинные рубахи называли «залокотниками», а вышивка на плечах рубахи называлась «украсы». В узоре вышивки преобладают растительные мотивы, а выполнена она, как правило, нитками двух цветов.
Особая роль отводится фартуку – «переднику». Вышивкой украшают его только по низу.
Андарак – это однотонная шерстяная юбка с «кабатом», саян – прямой сарафан с «чехликом». Сценический костюм «Молодушек» невозможно представить без головного убора. Это «чепец» с «кральками», очень красивый; а молодые девушки повязывают на голову яркую ленту.
Сценический народный костюм – это праздничный костюм, нарядный, яркий, с преобладанием красного цвета. Будничная же одежда выглядела куда скромнее, но и ее украшали вышивкой.
Важный момент: обязательной принадлежностью крестьянской одежды был узорный поясок. Ходить неподпоясанным, будь то женщина или мужчина, считалось большим неряшеством. До наших дней дошло словечко «распоясался». Оно – с негативным оттенком: так говорят о человеке, который вышел за рамки приличия, ведет себя неподобающим образом…
Как известно, среди русских народных одежд различаются два типа: северный и южный. Смоленский народный костюм относится к северному типу: сдержанность и строгость линий, преобладание благородного сочетания белого и красного цветов…
Хотелось бы, чтобы в жизни своей мы оставляли место для произведений, вышедших из рук простых (и чаще всего безымянных) народных мастеров.
Автор Т. Матушова