Под угрозой сохранность уникального объекта Десногорска – учебно-тренировочного комплекса «Скалодром» – и экологическая обстановка на его территории. Растет поток автомобилистов, рвущихся к водохранилищу, а вместе с этим хулиганство и вандализм. Не останавливают 500-килограммовые бетонные блоки, установленные Смоленской АЭС, металлические тросы, заграждения, шлагбаумы. Все срезают, сдвигают, ломают, лишь бы выехать на берег. Хотя здесь нет официально разрешенного пляжа, а купание в необорудованных местах грозит штрафными санкциями.
Все для спортсменов
Задайте в любой поисковой системе интернета «Скалодром», найдете сотни предложений, но все они коммерческие и находятся в закрытых помещениях. К тому же заняты, ведь любовь к горному туризму только множится, а где еще набрать необходимый объем лазания в условиях равнины?.. Наш учебно-тренировочный комплекс по-советски бесплатен и уникален по возможностям. Альпинисты России и ближнего зарубежья считают это место лучшим в нашей стране из-за структуры объекта, близкой к рельефу скалы, и экологической привлекательности.
Восходить по 12-метровой стенке, постигнуть азы подъема и спуска может научиться любой новичок. Есть надежные стационарные точки промежуточной страховки, площадки с обилием точек крепления верёвок, другие специальные элементы и стандартные спортивные снаряды. Пользуйся, пожалуйста, только будь человеком! Береги то, что создало старшее поколение.
Экскурс в историю
Вероятно, скалодрома не было бы в Десногорске, если бы мечту Амира Волкова, работавшего в 80-х сварщиком цеха централизованного ремонта Смоленской АЭС, не поддержали неравнодушные люди. Сам инициатор, который более 20 лет возглавлял туристский клуб Десногорска и детскую секцию, называет то стечение обстоятельств чудом.
– Сначала в глубине леса построили 10-метровую деревянную стенку, но она не годилась для настоящих тренировок, – вспоминает Амир Саитович. – О скалодроме я говорил на всех комсомольских и партийных собраниях, но без чертежей, проектов получалось плохо, на пальцах не мог объяснить, что это и зачем. И тут судьба свела с прорабом Константином Петровичем Новиковым, сумевшим мои мысли превратить в эскизы. Следующим шагом к воплощению мечты в реальность стало создание в 1986 году комиссии по развитию культуры и спорта, председателем которой назначили заместителя директора Смоленской АЭС по капитальному строительству Владимира Александровича Гребешева. Он был «за»! Поддержку оказали и директор станции Юрий Парфеньевич Сараев, и заместитель главного инженера по ремонту Евгений Михайлович Сафрыгин, и начальник стройки Борис Михайлович Рева. Неоценима помощь профсоюза, основного спонсора турклуба.
Когда подключилась Смоленская АЭС, спортивный объект возвели быстро, за два месяца. По эскизам группа рабочего проектирования создала проект с полными расчетами. Днем строили рабочие, а по вечерам приходил весь турклуб. Старались на совесть, заложили прочный фундамент на 2,5 метра в глубину. Использовали бутовый камень, который в избытке завозился для укрепления плотины. 8 ноября 1987 года скалодром торжественно открыли.
Проблема растет
– Мои родители с друзьями после работы приходили помогать строителям, брали с собой детей, – рассказывает Кирилл Андреев, инженер цеха тепловой автоматики и измерений Смоленской АЭС, представитель организации молодых атомщиков, бывший воспитанник Амира Волкова. – Потом долго оборудовали площадку: навесы, скамейки, спортивные тренажеры, настилы для палаток, место для волейбола. Порядок поддерживали турклуб и детские секции. Борьба с желающими добраться до водохранилища на машине вопреки ограждению началась еще в 90-х годах. А когда клуб туристов сократил активность, вандализм стало не унять. Трудно представить, что когда-то о стенку никто не бил бутылки, местность вокруг была чиста, а береговая линия – настолько безлюдна, что мы набирали из водохранилища воду для приготовления обедов.
Сейчас территория скалодрома больше напоминает проезжую часть, стихийную стоянку для автомобилей. Весной от бесконечного потока машин появилась колея там, где раньше подростки гоняли мяч. Повсюду стремительно растут горы мусора, так как последствия бескультурного отдыха до контейнеров «не доходят». Никакие коммунальные службы не справятся с этим напором. Десногорские туристы уверены, что урон уникальному спортивному сооружению неизбежен, и окружающая среда страдает.
Молодые атомщики, организующие на стенке занятия с детьми из школ, лагерей, Дома детского творчества, туристские слеты и мультигонки для взрослых, всерьез обеспокоены. Каждый раз начинать приходится с уборки. Работники Смоленской АЭС и других предприятий несколько раз в год прочесывают берег и лес, но порядок устанавливается лишь на короткое время. На первомайских праздниках бывшие участники детской секции по туризму попытались поговорить с автовладельцами, рвущимися к водохранилищу через скалодром, но дело чуть ли не дошло до драки.
– Когда Смоленская АЭС перекрыла проезд блоками, я подумал, что необходим еще и шлагбаум, – рассказывает Амир Волков. – На атомной станции и в администрации города предложение поддержали. Производством барьера занялся «Полимер». «ДПЗ» выделил трактор – нагрести земляные валы там, где возможно было объехать. На шлагбаум повесили замок, но его быстро срезали, а потом и часть троса, удерживающего бетонные препятствия, блоки сдвинули. Непонятно, почему все сюда едут, ведь по дороге в сторону Богданово множество домов отдыха со всеми условиями и оборудованными под стоянки территориями.
Решение есть?
Сбившись с ног в поисках решения проблемы, перепробовав доступные варианты, активисты молодежной организации Смоленской АЭС обратились в комиссию по безопасности дорожного движения, чтобы обсудить вопрос об обострившейся ситуации на ближайшем совещании 9 августа. Солидарны с ними представители полиции и ГИБДД.
– Хорошо, что поднимается этот вопрос, его необходимо рассматривать в комплексе всеми службами, – утверждает заместитель начальника полиции по охране общественного порядка МВД России по Десногорску Алексей Федосов. – Пока мы работаем на профилактику, делаем замечания, беседуем, убеждаем. К ответственности привлекаются водители, которые приблизились к воде более чем на 50 метров (граница водоохранной зоны, где запрещено движение и стоянка транспорта, кроме специального, можно только по дорогам и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие, – примечание автора). За это штраф от 3000 до 4500 рублей по статье 8.42 Административного кодекса РФ. Таких нарушителей выявляем еженедельно, выезжая в рейды.
В рейдах собираются объяснения, делаются фотографии, замеры, оформляются документы, регистрируются в книге учета сообщений и отправляются в отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Смоленской области. Эта организация, занимающаяся обеспечением порядка на водоемах, далее принимает решение о подследственности.
– Мы из сложившейся ситуации видим следующий выход: установить дорожные металлические отбойники, знаки, где стоянка разрешена, где запрещена, – говорит начальник ГИБДД Десногорска Андрей Ваулин. – Это технические средства дорожной инфраструктуры, за их повреждение предусмотрен штраф – от 5000 до 10000 рублей. Можно организовать еще одну площадку для стоянки (необязательно асфальтированную) на противоположной стороне от дороги, там уже есть пешеходный переход.
Будем следить за развитием событий и надеяться, что проблему удастся снять. Кстати, молодые атомщики продолжают регулярно наводить порядок на скалодроме. Они приглашают всех желающих. Записаться в группу волонтеров можно по e-mail: kirill@ndreev.ru или по телефону 8-915-631-0275. Присоединяйтесь, пишите, звоните. Ребята позовут вас, как только запланируют очередную экологическую акцию.