На берегу озера близ Маньково, в простонародном языке за которым закрепилось название Суэтское, был проведён фольклорный праздник «Купалье», посвящённый дню Ивана Купала, который начинают отмечать в ночь с 6 на 7 июля.
В старину, люди считали, что начиная со дня Ивана Купалы и до Ильина дня вся нечисть покидает воды озёр, рек и водоёмов, поэтому купаться разрешалось именно в этот промежуток времени. Самый главный обычай на Купальскую ночь это обязательное купание в воде или обливание водой. Кроме того, в эту ночь именно вода считалась целебной и обладала магической силой, которая помогала очиститься от всякого зла, исцелиться и приобрести хорошее здоровье.
Инициатором и организатором проведения праздника на Маньковском озере выступила С. В. Бизюкова, заведующая отделом народного творчества районного Дома культуры МБУК «Краснинская РЦКС». Ей всесторонне помогали С.А.Болатбиева, Р.С.Болатбиев, Н.В.Беляева, М.А.Васькина, А.А.Васькин, Т.М.Майорова, Е.О.Косачёв, Н.В.Миренкова, Г.А.Бодункова, М.А.Усачёва, детский фольклорный ансамбль «Зорюшка» (руководитель Т.Н.Нестеренкова) и вокальная группа (руководитель Н.В.Беляева) детской школы искусств посёлка Красный.
Вечером 6 июня, при большом стечении народа, праздник Ивана Купала начал своё шествие на берегу Суэтского озера. А началось всё с того, что все пришедшие на праздник, колонной, которую возглавляли кукла, олицетворяющая Ярило (бога Солнца), и кукла Марена, символизирующая всё плохое, прошли на то место, где разворачивалось основное действо мероприятия через импровизированные воротца — арку, изготовленную из берёзовых веток. Проходить через ворота нужно было с поклоном, так как в этом ритуале человек очищался, как бы рождался заново, оставляя в прошлом всё плохое и ненужное.
В купальскую ночь по древнему поверью наступает пик расцвета природы. Вода входит в священный союз с огнём. Символом солнца у древних славян считался каравай. Каравай всегда подают при встрече дорогих гостей, желая им добра, богатства, здоровья. Всех пришедших на праздник «Купалье» встретили пирогом, от которого каждый отломил себе по кусочку хлеба, мысленно поблагодарив всех.
Один из довольно распространённых купальских обрядов — обливание водой всякого встречного и поперечного. Вода — символ очищения, духовного перерождения. По поверью, купальская вода обладает почти такими же сильными целебными свойствами как и крещенская. Считается, что умывание очищает от человеческих грехов, чтобы помыслы его были добрыми, а тело здоровым. Ведущие праздника обрызгали водой каждого из его участников.
Считалось, что на Ивана Купала ведьмы справляют свой праздник, который заключается в причинении зла людям. Мол, у ведьм хранится вода, вскипячённая с пеплом купальского костра, и на Ивана Купалу, обрызгав себя этой водой, ведьма могла спокойно летать, куда ей вздумается и причинить вред в любом месте. Но древние славяне были мудрыми людьми. Чтобы отвести несчастье, придумывали для себя обереги из дерева, ткани, камня и многого другого. А самым древним оберегом считался уголёк, которым метили лицо, и тогда никакой сглаз был не страшен человеку. Каждому из участников фольклорного праздника «Купалье» угольками на лбу были нарисованы чёрточки, таким образом, организаторы мероприятия старались уберечь гостей праздника от дурного глаза, от всякой порчи и нечистой силы. А ещё, по традиции, в этот день наряжали купальское деревце. Его украшали венками, полевыми цветами, лентами и водили вокруг него хороводы. Каждый желающий мог подойти к купальскому деревцу, украсить его и при этом мог загадать своё заветное желание. Ведь по древнему поверью в купальскую ночь сбывается всё задуманное. После того как последнее желание было загадано, все пришедшие на праздник стали водить вокруг купальского деревца хоровод.
Все гости праздника также приняли участие во многих играх — переносили воду на скорость, передвигались командами на манер гусениц, катали на скорость обручи, взявшись за руки и не разрывая их, пролезали через верёвочное кольцо, прыгали через верёвку.
Согласно древней легенде, в ночь на Ивана Купала расцветает папоротник чудесным огненным цветком, и кто найдёт этот волшебный цветок, тот сможет видеть спрятанные под землёй сокровища и научиться понимать язык животных. Все мы с вами знаем, что папоротник не цветёт. А вдруг всё — таки цветёт? Участникам фольклорного праздника было поручено найти в коробках, в которых лежали карточки с изображением папоротника, карточки с изображением огненного цветка папоротника. Как ни странно, такие цветки были найдены. Конечно же, они были не настоящими, изготовленными человеческими руками, но в душе нашедших, наверное, теплилась надежда на чудо.
Накануне Ивана Купала молодые незамужние девушки плели венки из полевых цветов. Купальский венок — это не просто украшение, а оберег от нечистой силы и сглаза, символизирующий круговорот природных сил и бесконечность. Пока девушки, у которых не был изготовлен венок, пошли плести его, для желающих был проведён мастер — класс по изготовлению обрядовой куклы Купавы. Купавка — кукла однодневка, олицетворяла начало купаний. Делали эту куколку на крестообразной основе специально для праздника Ивана Купалы. Затем наряжали в красивую женскую одежду, на руки вешали ленточки и отправляли плыть по реке. Считалось, что ленточки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды.
Иван Купала — самый красивый праздник лета, праздник любви. И один из прекраснейших его обрядов — это гадание на венках. Вечером, на заходе солнца, загадав желание, венок опускали на водную гладь озера или реки. Если венок начинал быстро отплывать от берега, то это означало счастливую и долгую жизнь, или хорошее замужество. Если венок заплывал дальше других, то это означало, что тот человек, будет счастливее других. Если свечка или лучинка в венке прогорит дольше других, то это означало, что человек проживёт очень долгую жизнь. И наконец, если венок тонул, то это означало, что замуж в этом году девушка не пойдёт или суженный разлюбит её. А бывало, пускала девушка два венка, за себя и за своего парня и если в воде они сходились, то можно было ждать сватов в гости. Девушки нашего праздника также пускали на воду свои венки и изготовленные на мастер-классе куклы Купавы.
После этого ритуала все перешли к главному обряду вечера — к купальскому костру. Ведь не зря Иван Купала называют праздником огней. Именно огонь был символическим воплощением могущественного солнца. Огонь на Купальскую ночь, как и вода, также обладает большой магической силой. Костёр, разведённый в ночь на Ивана Купала, имеет очищающее свойство. Участники нашего праздника не только разожгли купальский костёр, но и сожгли куклы Ярилы и Марены. Сжигание куклы Ярилы знаменовало то, что закончилась весна и теперь нужно уступить дорогу новому годовому периоду — лету. Чучело Марены сжигали для того, чтобы с огнём ушли все холода и болезни.
Купальский костёр — особенный. Вокруг него плясали, огнём тела и души очищали, через костёр прыгали. Считалось, что кто выше прыгнет, тот счастливым и здоровым будет, а если трижды прыгнуть через костёр, то год будет здоровым, благополучным, счастливым, удачным. Если вдруг споткнуться перед костром — к болезни. Если во время прыжка ногой коснуться огня — нелады в семье начнутся. Участники фольклорного праздника «Купалье», прыгающие через купальский костёр, не спотыкались и огня не касались. А значит, у них всё будет хорошо! Чего и вам всем желаем!