Духовщинский район Интервью Общество

Как правило, командировки в деревню, особенно в глубинку, всегда вызывают во мне двоякое чувство. С одной стороны — отсутствие какого-либо производства заметно сужает круг потенциально возможных материалов для публикации.

Но с другой, именно в маленьких поселениях можно встретить действительно интересных людей, с которыми приятно поговорить, выслушать, они с радостью идут на контакт, без показной скромности и надуманных отговорок. Именно в деревне все просты и открыты, живут одной большой семьёй, вместе отмечают праздники, вместе переживают беды, всё знают друг о друге и всегда готовы прийти на помощь. Гостеприимны и внимательны. Охотно делятся рассказами о своей жизни и о своей деревне, без долгих уговоров и просьб. Вот и жители деревни Рибшево в один из зимних дней февраля встретили нас тепло и дружелюбно.

Машина остановилась возле дома семьи Холомьевых — Виктора Михайловича и Зинаиды Николаевны. В это время супруги находились во дворе, где, нахохлившись, расхаживали самодовольные индюки, за сараем неторопливо гуляли гуси, оставляя на белоснежном снегу следы от своих красных лапок. А собаки, то виляя хвостом, то пытаясь залаять, настороженно обнюхивали нежданных гостей. Пригласив в дом, хозяйка стала извиняться за беспорядок, мол, «теленка только в хлев перевели, собаку соседскую на время пришлось приютить, пока тот отсутствует, вон в кресле разлеглась», да и уборка с таким хозяйством обычно отходит на задний план.

— Хозяйство-то большое? — вполне уместным оказался наш вопрос.

— Корова недавно отелилась, свиньи, куры, — рассказывает Зинаида Николаевна, — это помимо того, что вы уже видели. Скотину держали всегда, да в деревне иначе быть не может, это оптимальный вариант для деятельности. И чем его больше — тем лучше и спокойнее. Дополнительный доход. Работа, конечно, эта нелегкая, но нам, сельским жителям, вполне привычна. С детства умеем и за скотом ухаживать, и на покосе управляться. Трудности нас никогда не пугали. Да и какие это трудности? Заработать, если не лениться, можно всегда. Есть возможность помочь детям, внучкам, они к нам часто приезжают…На жизнь не жалуемся. Порой кажется, что мы просто вросли корнями в эту деревню, нравится трудиться на родной земле.

— И что желания уехать, никогда не возникало?

— Это же родина, — прозвучало её признание. — Всю жизнь здесь живу. И, честно говоря, нисколько об этом не жалею. Возможно, у нас не хватает цивилизации, нет мест для развлечений и прочего, но зато спокойно, тихо и никакой суеты. Нас здесь всё устраивает, это наш дом, мы его любим, и уже точно ни на что не променяем. Вот так. Всё у нас хорошо, дороги чистят, автолавка приезжает регулярно, своевременно поставляют газ. За что стоит поблагодарить нашего Главу Бересневского поселения, много делает для людей. Об этом вам любой житель скажет.

И предложила З.Н. Холомьева познакомиться с односельчанами, которые многое могут рассказать о местной жизни и за что любят край свой родной. Выйдя за надворные постройки, мы последовали за ней через картофельное поле. Ноги утопали в снегу, вокруг было белым-бело, как в сказке, трудно передать то очарование. А Зинаида Николаевна продолжала своё повествование:

— Места у нас красивые, летом грибы, ягоды. Раньше ни одного свободного клочка земли не было, все поля были ухожены, собирали огромное количество урожая. Но и сейчас жизнь в деревне не замирает, зимними вечерами свет в окнах горит. Дома обновляются, ремонтируются, дачники только осенью, в октябре-ноябре, разъезжаются. Сейчас в основном проживают пожилые люди. Когда в деревне был магазин, я продавцом работала, потом почтальоном стала, а не так давно на пенсию вышла, но работу не бросила, пенсии сельчанам разношу, да подписчикам газеты. По возможности пожилым помогаю. Люблю по деревни ходить, с земляками общаться.

Подошли к дому А.А. Курнасовой. Крыльцо заметено снегом. Взяв в руки веник, наша собеседница тут же его очистила и произнесла: «На улицу ещё не выходила», затем постучала: «Тёть Шур, ты дома?». Дверь была не заперта и мы, не дождавшись ответа, вошли. Хозяйка ещё отдыхала, укутавшись в одеяло.

— Давление замучило, — вставая, произнесла она, — даже печь еще не топила.

Пока сетовала на здоровье, З.Н. Холомьева поспешила нас представить ей и ушла в соседний дом, сообщив, чтобы ждали с гостьей. А мы этим временем рассуждали о жизни с 83-летней Александрой Антоновной Курнасовой, ей есть что вспомнить, о чём поведать, причём, рассказывает с улыбкой.

— Родом я из деревни Кошелево, это в семи километрах от Рибшево, — повествует она, — там 7 классов закончила, в восьмой пошла уже в вечерней школе в г.Вязьме, где на фабрике работала. Так что и горожанкой побыть довелось.

Человек, живущий в городских условиях, обычно привыкает к шуму автомобилей, торговым центрам, кафе, кино. Постоянная суматоха. Но это не для неё. Ни с чем не сравнится жизнь в деревне, где ей нравится.

— Молодости всегда сопутствует любовь, — продолжает А.А. Курсанова, — после свадьбы в Кошелево с мужем жить стали, он плотником был, дом свой построили. А этот от крёстной унаследовали, в 80-м году сюда переехали, когда уже та деревня опустела, жителей не осталось.

О своей родине отзывается с особой теплотой и нежностью. Там прошло её детство, отрочество, юность. Она многодетная мать, с мужем вырастили пятерых сыновей, двое из них сейчас в Духовщине живут, один здесь, в Рибшево. Семь лет назад овдовела, на ведение хозяйства уже силы не те, но с огородом ещё справляется. Летом и по ягоды поспеет. Пчёлы есть, этим в основном дети занимаются, они часто свою маму навещают. В доме Александры Антоновны чистота, порядок и какая-то особая гостеприимная атмосфера. А дорогих её сердцу гостей непременно угостит мёдом

— Каждый день на протяжении всей своей жизни, даже если он не был радостным, давал понять, что я кому-то нужна, — откровенничает хозяйка дома. — Если могла помочь, была счастлива, а большего и не надо.

Внезапно наш разговор прервал шумный приход З.Н. Холомьевой с соседкой. Уже с порога принялась нас знакомить с ней — Верой Петровной Кремянской. Та же, в свою очередь, обратилась с упреком к А.А. Курнасовой:

— Тебе не стыдно, что в 91 год я к тебе иду на посиделки, кто из нас моложе? Я ещё даже печку не закрыла, палку в руку и к тебе.

Все дружно рассмеялись. Уважают в деревне эту женщину, а она, несмотря на непростую судьбу, не растеряла душевной теплоты, отзывчивости. И самые главные её качества — это мудрость и скромность. Обладает хорошей памятью, интересно рассказывает, как жили в совхозе, как дружно работали от зари до зари на ферме, в поле, на сенокосе, сколько детворы бегало в школу, как отмечали праздники. Но, ни слова о том, что трудно и где черпает силы. А ведь, сколько горя выпало на её долю. Двадцать лет минуло со дня смерти мужа, двух сыновей похоронила, трагически погибли. Но душа по-прежнему открыта людям, сердце наполнено отзывчивостью и состраданием.

— Из домочадцев у меня коты да собаки, — рассказывает Вера Петровна, —  сын Валера, единственная моя опора, в г. Смоленске живёт, приезжает через две недели, дров приготовит, воды наносит, продуктами обеспечит. Соседи помогают, Виктор Михайлович Холомьев так вообще почти опекуном стал, часто навещает, на любую мою просьбу откликается. В деревне все дружные.

И это правда, потому что, глядя на эту женщину, убеждаешься, что ни переживания, ни заботы, не заставили замкнуться. Она доброжелательна, открыта, «без камня за пазухой», как и все её односельчане.

Незатейливо и на примере своей жизни они поведали нам о том, чем так привлекательна деревенская жизнь и почему не стремятся к переменам. Радуются, что здесь всё вокруг родное для них, знакомое. И лес, и речка, и поля, а главное — тишина. Горожане об этом могут только мечтать, а тут так каждый день.

— Сколько человек в деревне проживает? — спросила я у сопровождавшей нас Зинаиды Николаевны Холомьевой.

— В Рибшево на сегодняшний день 10 коренных жителей и в деревни Боровок — 3, но поскольку мы считаемся единым целым, получается 13, — прозвучал ответ. — С приездом дачников в летний сезон численность населения значительно увеличивается. Притягивают горожан красоты нашего края. Привлекательна наша деревня тем, что входит в Национальный парк «Смоленское Поозерье». А ещё это место, где жил А.Т. Твардовский. Здесь есть Святой источник, а река Унеча образует красивое озеро, на которое летом обязательно советую приехать.

Поблагодарив за гостеприимство, мы решили не ждать лета и свернули в сторону озера, обнаружив здесь много интересного.

Аккуратный, ухоженный Мемориал. В братской могиле захоронены офицеры, сержанты и солдаты, павшие смертью храбрых в боях за Родину при освобождении нашего района в годы Великой Отечественной войны. В 1954-1956 гг. в братскую могилу перенесены останки погибших воинов из деревень: Борок, Горохово, Дурнево, Матвеево, Пашково, Рибшево, Тарасово, Ушаково, Узлятки, Петраково. Всего на воинском кладбище захоронено останки 827 погибших воинов.

Немного пройдя, увидели мемориальную табличку Твардовскому, открытую в 2011 году. А вот и Святой источник Параскевы Пятницы, покровительницы полей и скота, целительнице людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов. Благодатное место, уединенное. Купель. Река Унеча. Озеро. Летом тут, действительно, должно быть хорошо. Тихий, «райский» уголок». Красивое место. Большая, обустроенная территория, покидая которую невольно обращаешь взор на расположившуюся на пригорке деревню Рибшево, где живут трудолюбивые, заботливые, отзывчивые люди, творящие добро.


Духовщина№6 от 14.02.2018


Вам также может понравиться