Селяне считают, что когда есть история – будет и культура
Четыре месяца назад произошло укрупнение сельских поселений, и самым крупным среди них оказалось Капыревщинское, к которому присоединились Миропольское, Кротовское, Репинское и Львовское поселения. Этот большой северный куст возглавил Александр Котов, у которого появились не просто интересные планы по развитию сельских территорий, но и есть конкретные шаги в этом направлении.
— Александр Александрович, наша газета в последних двух номерах подняла вопрос получения президентских грантов на развитие сельских территорий. Мы писали о деревне Климово как о наиболее реальном претенденте на федеральную и областную помощь. Хотелось бы поговорить с Вами не столько о сельском хозяйстве, сколько о культуре села, ведь просто работой сегодня никого на село не привлечь.
— К сожалению, да… Ни заработков, ни условий жизни сегодня особо деревня не дает. Да и кто готовое преподнесет? Надо как-то самим. У меня есть кое-какие идеи. Интересно, что после укрупнения деревня Климово оказалась почти в центре поселения. И это, думаю, не случайно. Я хочу, чтобы эта деревня стала культурным центром, там есть история, есть от чего отталкиваться. А если есть история, значит, можно развивать туристический бизнес. Тем более что люди в этой деревне необычные: они талантливы, радушны, гостеприимны. Это настоящие хозяева своей земли, там остались люди, которые хотят и могут жить на родной земле. В Климове есть душа! Химик, публицист и ученый Александр Энгельгардт прославил этот край, и надо постараться сохранить то, что еще не потеряно.
Вот разговаривал я с москвичами, которые могут позволить себе проживание, где только захотят, хоть в другой стране, но вот жить и отдыхать они приехали в Климово.
Ну, а с местными просто приятно иметь дело. Вот Виктор Денисов, у него есть трактор. Что ни попрошу, все сделает, не отказывает.
— С чего планируете начать в Климове?
— Мы отсыпали дорогу, сделали один переулок к заброшенным домам, и, знаете, уже появились желающие там поселиться. Можно составить договор найма, а можно из брошенных домов сделать гостиницу. А если отремонтировать здание старой школы, где в одном из помещений Любовь Ивашкова и Зоя Шацкая организовали музей деревенского быта, то гостиницу можно и там сделать.
Есть договоренность с лесозаготовителями. На днях из Львова привезут лес – будем ставить часовню. Найдены специалисты и добровольные помощники из числа местных жителей. Фундамент зальем к 1 июня. К тому времени будет готов и сруб. Депутатов сельских приглашу на помощь, а дальше посмотрим по обстоятельствам.
Мы посоветовались с климовцами, где ставить часовню. Решили площадку перед магазином оставить для местных праздников, а часовню разместить у источника, там же будет колодец и купель внизу. Разве этого мало для привлечения туристов?
— Может быть… В Капыревщине целых два источника, есть купель, есть военные памятники. Эти места уже привлекают туристов.
— А в Климове есть еще и история! Мы сделаем из этой деревни конфетку! Думаю, что неплохо бы съездить куда-нибудь за опытом, чтобы правильно составить заявку на получение гранта. Как в том тосте из фильма: «…чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями!».
Вот в Капыревщине не было хозяина в сельском Доме культуры, лет пять текла крыша. Но в рамках реализации проекта «Местный Дом культуры» в прошлом году на выделенные 1,4 миллиона рублей мы выполнили капитальный ремонт кровли. В нынешнем году подана заявка на выделение трех миллионов на капитальный ремонт зрительного зала. На втором этаже сельского Дома культуры мы решили разместить сельскую администрацию. Там уже начали делать ремонт. Кстати, есть задумка там же создать и музей – в Капыревщине найдется чем его наполнить.
Есть у меня идея. Я хочу привлечь людей с деньгами – в первую очередь своих знакомых, тех, кто понимает, что село — это жизнь страны. Россия должна восстанавливаться с деревни, где остались простые и честные люди, поэтому нужны спонсоры.
А еще у меня есть мечта — создать в Капыревщине вокально-инструментальный ансамбль, как в советские времена, чтобы танцы были под живую музыку. Представляете, что значит для туриста попасть на танцы в СССР. Этого ж нигде нет! Да любой заплатит рублей 100: и музыкантам заработок, и туристам развлечение.
— Если Вы все это осуществите, в некоторых деревнях можно будет создавать туры выходного дня?
— А почему бы и нет? Это отдельный бизнес, чтобы сами зарабатывали в деревнях на туристах. Климово станет центром, куда начнут приезжать желающие ознакомиться с историей семейства Энгельгардтов, а оттуда уже можно проложить маршруты. До Капыревщины вполне реально сплавиться на плотах или лодках. В 15-ти километрах — деревня Суховарино, где находится озеро. Прекрасное место для отдыха и рыбалки.
В Репине есть место, где стоит побывать каждому. Это памятник – воинское захоронение. Мы хотим привести его в порядок к 9 мая. Сделать брусчатку, подъезд. Пока на нем нет имен, но их можно найти по Книге Памяти. Обязательно сделаем памятную табличку.
Вот если бы еще и баню хорошую поставить в Климове, в рамках тура выходного дня, было бы совсем замечательно. В Капыревщине есть муниципальная баня, в Мирополье хотим сделать ее в этом году, отремонтировав заброшенное здание. А в следующем — построить баню в Репине. Баня, конечно, денег не приносит, выполняет только социальную функцию. Но если учесть нынешнюю дороговизну дров, общественная баня очень нужна в деревне, особенно одиноким пожилым людям.
Я сейчас ищу единомышленников, чтобы объединить сельские праздники. У каждого Дома культуры есть свое, и ту же Масленицу проводят, кто как может. Но если объединить силы, можно сделать вместо нескольких один, но масштабный и качественный праздник в одной деревне.
— 12 лет назад в российском законодательстве появилось положение, которое позволяет гражданам самостоятельно принимать участие в управлении при решении вопросов местного значения. Похоже, что Вы хотите набрать команду для самоуправления.
— Именно! Территориальное общественное управление (ТОС) возникает там, где люди начинают самостоятельно заботиться о комфорте, чистоте и красоте своего двора, своей улицы или своей деревни. ТОСы такого типа создаются по инициативе жителей, которые с разрешения местной власти могут взять часть забот по содержанию территории на себя, причем безвозмездно. Тосовский труд на благо местного сообщества, скорее, волонтерский.
Многие мероприятия наши энтузиасты давно организуют и проводят полностью сами. А власть может только подсказывать, как сделать правильно, и поддержать инициативу небольшим вложением в виде стройматериалов на благоустройство или ремонт общественно значимых объектов.
У нас выгодное расположение, ведь рядом – международная трасса, можно заработать деньги, а так они мимо нас по трассе и текут…
— Александр Александрович, у Вас есть возможность обратиться к нашим читателям с призывом.
— Воспользуюсь случаем. Сегодня все понимают – деревню надо возрождать, Россия всегда была сильна за счет провинции. Надо поднимать и сельское хозяйство, и инфраструктуру села, и культуру. В советское время в Климове проживало более пятисот человек, сегодня – в 10 раз меньше. Многих деревень уже просто нет. Мы ищем единомышленников, людей с активной жизненной позицией, кому небезразлична судьба своей малой родины. Сегодня становятся востребованы поселения родовых поместий, люди снова потянулись к своим истокам, к русским обрядам, к исконным ремеслам, к старинной культуре. Так что обращайтесь, будем думать и делать вместе!
Кстати
В газете «Аргументы и факты» была статья о том, как предприниматель Олег Жаров возродил из руин село Вятское в Ярославской области. Когда-то богатейшее, 10 лет назад оно практически лежало в руинах. Жаров поселился здесь вместе с семьёй, стал покупать разрушенные купеческие дома, реставрировать и продавать. Провёл канализацию, водопровод, открыл гостиницу, ресторан, 7 музеев. Туристов теперь сюда привозят автобусами.
Когда-то село было знаменито далеко за своими пределами — мастерами-жестянщиками, кровельщиками, каменщиками, штукатурами.
Олег Жаров: «Нужно будить в людях самосознание. Все стремятся в программисты, юристы, экономисты. Но я бы хотел сказать молодым людям, что сегодня самые перспективные и высокооплачиваемые специальности — именно рабочие. Помощник печника, которого мы приглашаем из города, получает 100 000 рублей в месяц! Можете себе представить? И этот мастер ещё готов людей нанять, но не может найти — работа эта не считается престижной!
Я против такой позиции: придёт государство и всё наладит.
Я ставил конкретную цель — создать механизмы социально-экономического развития территорий на основе возрождения культурно-исторического наследия. Без нефти, без газа, без гигантских инвестиций в промышленную инфраструктуру. Я доказал, что историко-культурный комплекс вполне может быть рентабельным бизнесом. Иными словами, возрождение культурного наследия финансово состоятельно. В нашей стране много малых городов, они все обладают историческим наследием. Полстраны таким образом можно было бы поднять. Для этого не такие уж большие деньги нужны, и тут как раз государство может поучаствовать — в развитии инфраструктуры, в строительстве дорог. Но самое главное — мобилизовать творческий потенциал народа».
№5 от 01.02.2018