Интервью Общество Руднянский район

Иерей Алексей служит в нашем городе почти год. За это время с молодым священником познакомились многие рудняне. Часть жителей полюбила новый маленький храм и образовала приходскую общину, другие приглашают батюшку на требы, просят совершить таинства (в храме святого Георгия Победоносца им уже крещено более 20 детей). В нашей газете мы представляем отца Алексея и, пользуясь случаем, задаем ему несколько вопросов наших читателей.

– Часто мы можем видеть, как люди просят священника благословить их. Иногда это напутствие на какое-то дело, иногда – как приветствие, что-то вроде светского «здравствуйте», а бывает, и просто после службы подойдут несколько человек со сложенными чашечкой ладошками… Так что же такое благословение, и когда нужно просить об этом батюшку?

– Благословение – это словесная формула, в которой содержится пожелание Божиих благодеяний. Сила и действенность любого благословения неразрывно связаны с верой в Единого Бога и всегда произносятся во имя Его. В буквальном смысле слова благословения – это воздействие добрым словом на кого-либо или на что-либо. Исходя из этого противоположностью благословения, является проклятие. Т.е. когда человек желает ближнему своему не Божьего благодеяния, а нанесения вреда или зла. Благословение испрашивается на всякое доброе дело или начинание.

– Какие книги, а может быть, и телепередачи Вы бы посоветовали верующим людям?

– Самой главной и важной книгой для спасения души в Православной Церкви является Святое Евангелие. Если человеку необходимо более глубокое изучение, то можно читать и святоотеческую литературу (творения святых Отцов). Что же касается телепередач, то здесь всё зависит от степени воцерковлённости человека. Некая польза от просмотра церковных телепередач была бы для тех людей, кто еще не знает о Боге или находится в самом начале пути к Нему. Не думаю, что христианин, который многие годы ходит в храм на богослужения и участвует в Таинствах Церкви, предпочёл бы сидеть дома у телевизора и смотреть трансляцию богослужения, когда есть возможность прийти в храм (за исключением отдельных случаев, когда у человека нет физической возможности это сделать).

– В близком окружении есть верующий человек, который постоянно дает советы, наставляет в вере, говорит, сколько и когда нужно молиться, ходить в храм, исповедоваться, например. Как относиться к этому?

– Очень осторожно и внимательно. Если этот человек сам соблюдает все перечисленные дела спасения и, действительно, ведёт христианский образ жизни, то можно и прислушаться к его словам, правда, для такого «наставника», тем более, если он мирянин, есть возможность духовного падения, например, этот человек может впасть в гордость или тщеславие. А вообще право наставления в вере и добрых делах дано священнослужителям или духовно опытным людям.

– В записочке «Об упокоении» мы пишем имена тех родных и близких, кого можем вспомнить. А как быть с прадедушками и прабабушками, другими родными, имена их мы знаем, но умерли они задолго до нашего рождения, кого-то из них представляем по фотографиям, а у других и снимка не сохранилось, и помнить их мы не можем. Указывать ли эти имена или произносить их только в домашней молитве?

– Писать в записках о здравии или об упокоении можно имя любого человека, который принадлежит Православной Церкви. Для молитвы за человека нет понятия степени родства или близости родных. В заупокойных прошениях на богослужениях мы молимся такими словами: «…всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших…». Поэтому поминать всех наших предков не только можно, но и нужно!

– В храмах нашего района богослужения совершаются не каждый день. Подавая записочку на сорокоуст, мы думаем, что она будет читаться 40 дней, или 40 раз?

– Сорокоуст – это когда священник на проскомидии вынимает частичку за усопшего, молясь за него. Поэтому поминовение в нашем районе, где богослужения совершаются не ежедневно, происходит в течение сорока литургий (40 раз).

– Обычно на вопрос «Как православному христианину провести день памяти усопшего?» батюшки отвечают, что нужно обязательно помолиться за этого человека, и хорошо, если есть возможность сделать это в храме. А что делать после службы? Как поминать человека на кладбище, если есть возможность посетить родную могилу, что можно оставлять на ней? Как и где правильно организовать поминальную трапезу?

– Действительно, всякое благое дело христианина начинается с молитвы, а в случае с поминовением усопших молитва имеет особую значимость. Ведь все мы знаем, что после смерти душа человека отделяется от тела и переносится в небесную жизнь. Там она находится до всеобщего воскресения, которое будет при втором пришествии Сына Божия. Будет суд, где праведные люди получат награду – Царство Небесное, вечную жизнь с Богом, а нераскаявшиеся грешники – вечное наказание. Особую силу имеют молитвы на литургии. Поэтому в день смерти усопшего первым делом необходимо прийти в храм на литургию.

По её окончании можно прийти на кладбище: убрать могилку усопшего, зажечь свечу или лампадку для молитвы. Если есть возможность, пригласить священника, чтобы он послужил литию, если же нет, то самостоятельно прочесть чин литии для мирян. Ничего оставлять на могиле не требуется, т.к. это не приносит никакой пользы усопшему.

В советский период (мы понимаем, какое это было время для православных!), когда храмы были закрыты, возможно, и допускалось после молитвы какое-то поминовение на кладбище, но никак не обильное распитие спиртных напитков с большим количеством еды, как это происходит сейчас. К счастью, нынешняя ситуация совершенно иная: помин приносят в храмы, также его можно раздать нищим или голодным. А дома устраивается скромная поминальная трапеза. Ее следует начинать с вкушения кутии или колива – это вареная пшеница или рисовая крупа с добавлением мёда. В трапезу включают и блины с киселём. Случается так, что память усопшего выпадает на постный день, тогда и еда должна быть постной. В любом случае смысла устраивать пир на могиле усопшего или дома – нет. И всегда следует помнить, что душа испытывает особую нужду в молитве за неё.


Рудня № 1 от 10.01.2018