Максим АНУФРИЕНКОВ учится в средней школе № 1 г. Рудни, в жизни которой активно участвует, он получил музыкальное образование в ДШИ, посещает «Клуб молодых авторов» газеты «Руднянский голос». А нынешней осенью телезрители всей страны могли видеть его в гуманитарной олимпиаде, выходящей на Первом канале, «Умники и умницы».
– Первое, о чем хочется тебя спросить, это о съемках в замечательной телепередаче. Максим, как у тебя это получилось?
– Год назад нам, тогда десятиклассникам, предложили принять участие в региональных играх «Умники и умницы». По опыту наших старших школьников, мы знали о них. Пятеро из нас написали эссе на тему «Интернет в жизни человека». В январе мы поехали в Смоленск на четвертьфинальные съемки регионального этапа. Соревноваться было интересно и полезно, в числе участников были смоленские гимназисты и лицеисты, умные ребята из всей области. Следующие игры (полуфинал) проходили в марте 2017-го, после которых из нашей школы осталось трое десятиклассников. А в мае был финал (с темой о творчестве Соколова-Микитова). Когда съемки закончились, было решено, что в Москву мы едем втроем с Владленой из Сафонова и Валентиной из Смоленска.
– Сколько времени нужно, чтобы подготовиться к олимпиаде такого уровня?
– Чем больше, тем лучше. Нам предстоял четвертьфинал игр всероссийского масштаба, и готовиться нужно было серьезно. Темы дали заранее: «Авиация», «Австралия» и «История СССР 1920-х годов». Литературу, информацию в интернете искали сами. Я брал книги у знакомых и в библиотеке, смотрел документальные фильмы, готовился почти все лето. Сейчас уже могу сказать, что основное внимание в вопросах игры уделялось знаменитым личностям, это главное, что нам нужно было знать.
– Телезрители смотрят эти передачи по субботам три месяца, а сняли их за четыре дня…
– Да, так и было. В первый день – репетиция, нам объясняли, как проходят съемки. Потом каждый день снимали по четыре передачи на одну тему. С обеда до позднего вечера мы были в Останкино. Впечатление незабываемое! Мы виделись с телеведущими и звездами, находились в одной студии с почетными гостями из жюри, например, министром образования Ольгой Васильевой. Я познакомился с эрудированными ребятами и девчонками из разных областей страны (и сейчас мы продолжаем общаться в соцсетях).
– А как ты чувствовал себя там и особенно – рядом с Вяземским? В его вопросах часто есть косвенные подсказки, но это понятно, когда спокойно смотришь передачу дома, а там ведь мешает волнение…
– Сначала, конечно, было волнительно и очень непривычно. Я вообще только спустя какое-то время осознал, что там побывал. Огромная студия, множество камер, осветительных приборов, что делает ее очень красивой: три стены – декорации, трибуны, экран, стол судий, а четвертой нет, там рабочее пространство для съемочной группы.
Во время первой передачи очень неудобно было сидеть (не на что облокотиться), но потом, когда поняли теплую, почти дружескую обстановку, начали расслабляться. За кадром уже смеялись, шутили. Юрий Павлович Вяземский очень доброжелательный и легкий в общении человек, на камеру он говорил только основные реплики ведущего (но и там видно, что с юмором), а все остальное время разговаривал с нами. В его речи всегда есть подтекст, цитаты, и на других языках тоже. Когда я освоился, начал отвечать на вопросы. И вторая тема – Австралия – мне была ближе. Заработал две медали, которые обменял на орден.
– Максим, многие старшеклассники говорят, что им трудно учиться в школе. А что ты можешь сказать об этом?
– Трудно, и с каждым классом труднее, времени поспать меньше, материала больше. Но нужно правильно сориентироваться. Если готовиться ко всем урокам, то ничего сверхъестественного здесь нет. Только становясь старше, я стал понимать, что учителя правы. Если прикладывать усилия с первого урока, можно нормально учиться.
– Есть какой-то предмет, по которому ты добавил бы часов (потому что нравится или потому что хотелось бы получить по нему больше знаний)?
– Мне ближе физика и математика, хотелось бы в школе серьезнее изучать эти предметы. Но, если есть необходимость или желание, в 11 классе можно записаться на подготовительные курсы по любым предметам в смоленских вузах.
Я бы лучше добавил предмет или факультатив. Хочу выучить итальянский. Это мелодичный, музыкальный язык, на нем много песен с прекрасной музыкой. И страна эта мне очень нравится. Если когда-то удастся, обязательно побываю там.
– Что и как часто тебя радует в учебе, и в школьной жизни в целом?
– Не так давно мне стала очень нравиться математика. С удовольствием посещаю этот урок и сам дополнительно занимаюсь. Еще я стал больше обращать внимание на литературу, больше читаю. Радует любая хорошая оценка, потому что она заработанная.
Мне нравится, что в нашей школе есть свобода мнений. Мы помогаем учителям готовить мероприятия. Когда есть время, я не против поучаствовать в этом. Радуют одноклассники, вот эта школьная дружба, когда тебя выслушают, поймут и, чаще всего, поддержат.
– А дома что любишь делать, в плане самообразования или досуга?
– Могу что-то почитать, ближе классика. Смотрю исторические и военные фильмы – «Тихий Дон», «Тарас Бульба», «Битва за Севастополь», «Грозовые ворота». Не против прогуляться с друзьями, в теплое время года катаюсь на велосипеде.
– У тебя очень хорошая, дружная семья, чем помогаешь младшим брату и сестре?
– Сестре могу помочь по теории сольфеджио, она сейчас учится в школе искусств на музыкальном отделении. Если обратятся с уроками, подскажу и в этом.
– Какие поступки людей у тебя вызывают уважение?
– Те ситуации, в которых люди поступают по совести, помогая другим, бескорыстно, ничего не ожидая взамен. Так умеет мой папа, а я пока только учусь.
– Рудня – маленький городок. Тебе нравится здесь жить? Хотел бы вернуться сюда после учебы?
– Да, это уютный город, я здесь родился, все мне знакомо… Но пока не знаю. Я не могу сравнивать. Скоро стану студентом, хотел бы открыть новые горизонты, пожить в другом месте, почувствовать новую обстановку, всем этим располагает большой город. Получу образование и тогда приму решение. Ведь сюда всегда можно вернуться, и это тоже хорошо.
№ 49 от 14.12.2017