Каждые выходные на протяжении целого месяца поисковики отряда «Боевое братство» проводили раскопки советского самолета в районе деревни Воротыново.
Об этом рассказал командир отряда Александр ГЕРАСЕНКОВ.
— Огромная заболоченная воронка среди леса привлекла внимание еще осенью 2015 года. Обломки обшивки самолета, которые оказались поблизости под верхним слоем земли, лишь подтвердили догадки: это место его падения.
В сентябре этого года нашим отрядом было принято решение начать раскопки. Мы осушили воронку, откачав воду помпой, и взялись за лопаты. Честно говоря, ранее у нас не было опыта подъема объектов такого масштаба. Работа оказалась совсем не из легких: самолет «вошел» очень глубоко в землю, и копать пришлось тяжелую, мокрую глину. Практически сразу подняли обшивку самолета. На глубине около трех метров попадались сплошные обломки и среди них — человеческие останки. По характеру повреждений можно сказать, что самолет упал с большой высоты и на скорости ударился о землю. Большое количество стреляных гильз свидетельствует о том, что экипаж вел бой до последнего патрона.
При дальнейших раскопках потребовалось задействовать экскаватор, но предстояло еще много работы: проверить каждый клочок земли вручную.
Были подняты такие массивные и значимые детали, как лопасти винтов и двигатели самолета. По их номерам удалось определить, что это советский пикирующий бомбардировщик ПЕ-2.
Моторы №31173 и №31176 стояли на самолете (бортовой номер 1/166), который был выпущен на заводе в феврале 1943 года, а уже 27 февраля зачислен в состав
47-го гвардейского авиационного полка дальней разведки главного командования Красной армии. Его основной задачей было выявление состава группировок войск противника и наблюдение за перемещениями его частей и соединений.
Буквально через две недели — 13 марта 1943 года — самолет не вернулся с боевого задания. Установлена и судьба летчиков, которые были исключены из списка экипажа и считались пропавшими без вести.
Первым из пилотов найден стрелок-радист — гвардии сержант Михаил Григорьевич Вересюк. Сохранились его личные вещи: расческа, часы, сержантский погон, гвардейский значок и красноармейская книжка. Но, к сожалению, родственников у него не осталось.
Позднее, при доработке отвала, найдены останки еще двух пилотов. Один из них — гвардии старший лейтенант Иван Игнатьевич Болбат. Другой — гвардии лейтенант Николай Иванович Евсевьев, по красноармейской книжке которого удалось восстановить фото благодаря работе эксперта Игоря Михайлюка.
Поиск родственников погибших героев уже принес первые результаты. Как оказалось, брат Евсевьева — Иван Иванович — получил звание Героя Советского Союза за бои в Испании и командовал авиационной дивизией в Киеве до 1964 года. Это помогло в короткие сроки установить потомков погибшего. Уже удалось связаться с тремя племянниками Николая Ивановича, которые проживают в Барнауле. Еще ведутся поиски его внучатого правнука в Киеве. Московские родственники, как выяснилось, нет в живых.
Летчики 47 Гвардейского авиационного полка дальний разведки 1943 год. фотоархив полка
Работа поисковиков продолжается. На месте крушения бомбардировщика планируется установить памятный знак, чтобы увековечить имена погибших героев.
№ 41 от 12.10.2017