Наконец-то случилось то, на что надеялись многие любители технических видов спорта. Можно сказать, свершилось. Трофи-рейды, или гонки по полному бездорожью, проводятся в Демидовском районе с 2012 года, причем, по два раза в сезон. За это время ни один демидовский пилот не осмелился вступить в борьбу с именитыми спортсменами. Рубикон перейден. С удовольствием сообщаем, что на старт осеннего трофи-рейда -2017 в категории “Туризм” (любительский статус) вышел демидовский пилот Александр Евгеньевич Чистенин и вместе со своим штурманом смолянкой Станиславой Меньшиковой занял первое место.
Да, это именно тот Александр Евгеньевич — заместитель Главы Демидовского района А.Ф. Семенова. Выступил он на своей полноприводной “Ниве” и показал выдающийся результат, применимый к нашему району. Вы думаете, Чистенин просто пришел, увидел, победил. Нет, конечно. Во-первых, у него уже был опыт выступлений в трофи-рейдах в Рославльском районе, во-вторых, как охотник, он мужественный и выносливый человек, закаленный в дальних походах — слабых охотников не бывает. В-третьих, свой внедорожник знает и владеет им в совершенстве. И в-четвертых, что тоже важно — многие наши земляки непременно верили, что, если кто и откроет демидовскую эру трофи — рейдов, так это точно будет А.Е. Чистенин.
Вот здесь и напрашивается вопрос Александру Евгеньевичу: “За Вами пойдут другие?”. Ответ: “Думаю, что пойдут. Почему? Многие наши автолюбители практически сопровождают гонщиков по всей трассе, проходят те же спецучастки, но ради собственного интереса. Теперь этот интерес просто надо облечь в официальную форму. Я с ребятами разговаривал, они готовы, так что весной следующего года нашему “полку” будет прибавление.” К разговору с победителем мы еще вернемся, он поделится своими впечатлениями от гонки, расскажет некоторые ее особенности, а пока поговорим о том, что же такое трофи-рейды. Это для общего развития.
ЧТО ТАКОЕ ТРОФИ-РЕЙД
Трофи-рейд — это соревнование по преодолению труднопроходимых участков, обычно в лесной или болотистой местности — бездорожья, на полноприводных автомобилях (внедорожниках), специальных внедорожных мотоциклах и квадроциклах.
Суть в перемещении автомобилей из точки А в точку Б по бездорожью за определенный промежуток времени – от нескольких часов до нескольких суток.
Обязательно присутствуют старт и финиш соревнования. В трофи-рейдах очень важно успешно пройти все спецучастки и выполнить задания всех соревновательных этапов.
Спецучасток — это бездорожный отрезок маршрута с контрольным временем прохождения. Бездорожье на спецучастке может быть настолько сложным, что прохождение нескольких километров может занять целый день. Задания для участников трофи-рейда может состоять не только в прохождении бездорожного участка. Часто это задание с применением GPS навигации или ориентирования по легенде.
Машины, участвующие в трофи, должны быть специально подготовлены. В соответствии с подготовкой автомобиля выделяют несколько категорий: «ТR-1» — почти стандартный автомобиль заводской комплектации, «ТR-2»- более подготовленный автомобиль, и «ТR-3» и «PROTO»- прототипы свободной конструкции, “монстры бездорожья”. Машины, как правило, имеют большие колеса, лебедку, фары для передвижения в темноте, импортные мосты и т.д. Машину стараются максимально облегчить, чтобы не тонула в болоте; очень многое в трофи зависит от местности, от почвы в лесу.
Прохождение некоторых отрезков маршрута, в том числе спецучастков, требует больших возможностей техники и высокой подготовки спортсменов. Поэтому автомобили специально подготавливаются к участию в соревновании в специальных мастерских или самостоятельно спортсменами. Скорости на маршруте трофи-рейда невысоки, поэтому основное внимание уделяется надежности техники.
Кроме того, трофи-рейды — весьма опасный вид спорта, и хорошо подготовленный, надёжный автомобиль может стать условием не только выигрыша, но и сохранения жизни и здоровья спортсменов. Минимальная подготовка включает установку «защит» и специальных колёсных дисков, увеличение дорожного просвета. Часто производят форсировку двигателя, а во избежание попадания воды в карбюратор устанавливается воздушный коллектор с забором воздуха на уровне крыши автомобиля. Кроме всего, на автомобиль устанавливаются необходимые на маршруте аксессуары: лебёдки, хай-джеки, аккумуляторы большой мощности и т. д. Часто автомобиль, по сути, перестраивают— от базовой комплектации практически не остается ничего.
Существуют категории с более доступными техническими требованиями, но они также участвуют в спортивном зачете. К таким относится категория “Туризм”, в которой спортсмены выступают практически на равных с более высокими категориями, а если уступают, то немного.
Участниками трофи-рейдов становятся экипажи. Экипаж состоит как минимум из двух человек — пилота и штурмана. Задача пилота — правильно вести машину, а штурмана- рассчитать путь, забить точки в GPS, думать, как правильно подъехать к точке и не застрять в какой-нибудь топи. На словах не так интересно, а на деле, когда смотришь, дух захватывает. Вот и переместимся туда, где действительно захватывает дух — в район бывшего Демидовского автодрома.
Филигранная точность
На берегу реки Каспля разворачивались первые действия трофи-рейда. Только что сложное упражнение — движение задним ходом по извилистому коридору выполнил А.Е Чистенин вместе со штурманом, получил наивысшую оценку и узнал время своего старта на основной маршрут. А перед эти были “качели”. Автомобили въезжали на две узкие доски, свободно лежащие на бревнах, и должны были удержать некоторое время полное равновесие. Многим это удавалось без особого труда. А дальше так называемая карусель — движение по кругу с преодолением водных и других преград. Вот это и был “запев” предстоящей борьбы. Он оказался не таким легким. Машины вязли в мелком болоте, спасала только лебедка.
С ее помощью удавалось преодолеть препятствие, иногда с большим трудом. А в небе кружил квадрокоптер с камерой и снимал все происходящее с высоты птичьего полета. Его оператор работал мастерски. Но когда подсел аккумулятор, квадрокоптер был посажен прямо на руку оператора. Со стороны казалось, что к хозяину вернулась преданная птица… Применение квадрокоптеров теперь прочно вошло в практику и для того, чтобы отслеживать движение внедорожников, а также для того, чтобы выложить съемки в интернет и порадовать зрителей удивительными живыми картинками. На одной такой картинке автор строк увидел себя и обрадовался, как ребенок. Честное слово, приятно наблюдать себя и свои действия со стороны.
Семь часов к победе
Александру Чистенину и штурману пришлось идти к победе по бездорожью, не считая короткого асфальтированного участка, целых семь часов. Но надо было не просто ехать, беспрестанно вертя рулем, и буквально пробиваться через топи, лужи и ямы — по правилам соревнований выполнялись по ходу пути определенные требования, исключавшие право на ошибку. Впрочем, о том, каким был путь к победе в любительской гонке ( у нее именно такой статус) вы узнаете из нашей беседы с Александром Чистениным.
— Александр Евгеньевич, каково впечатление от гонки?”
— Понравилась всем, мне тоже, получил огромное удовольствие для души, даже усталости не чувствовалось. Если честно, ехали не побеждать, а именно ради удовольствия, чтобы себя проверить, автомобиль. Но вышло, что выиграли, разумеется, вместе со штурманом. Категория “Туризм” была самой массовой и , пожалуй, самой сложной. Нам были отданы все точки для прохождения — всего 53, разбросанные на большое расстояние, — последняя находилась по ту сторону Гобзы возле д. Ивченки. Почему так много? К нашим “родным” добавили еще и точки категории “Полироль”- ее представляют обычные авто, но на этот раз они не приехали. После исполнения “качелей” и “змейки” ( участок СУ-1), сразу стартовали на СУ-2 — это ориентирование, навигация. Даются координаты точек и время — семь часов. За это время нужно отметиться на всех обозначенных точках. Трасса была достаточно серьезная и жесткая, против нее — воля, мастерство, профессионализм штурмана. Мы набрали 52 балла — 1 место. Вторыми и третьими были смоляне, они выступали на более продвинутых машинах, но в итоге не это оказалось главным.
— Что было самым трудным?
— Даже не знаю, в пылу борьбы трудности отходят на второй план, а после о них вообще забываешь, остается только приятное впечатление.
От имени наших читателей поздравляем с победой, надеемся, впереди будут новые достижения.
№38 от 22.09.2017