Правительство России утвердило проект, который назвали «Бережливая поликлиника». Нам обещают уменьшить очереди в регистратуре, сократить время записи на прием к врачу и довести до минимума волокиту с различными бумажками. Тем самым власти рассчитывают, что изменения помогут повысить качество медицинских услуг.
Как сообщает Минздрав, пилотные проекты таких «Бережливых поликлиник» уже начали обкатывать в прошлом году в Ярославской, Калининградской областях и городе Севастополе. Министр здравоохранения Вероника Скворцова назвала новую модель ни много — ни мало «фабрикой технологий»:
— Достаточно 4-5 месяцев, чтобы разделить потоки здоровых и больных пациентов, обеспечить комфортное прохождение диспансеризации, начать оказывать помощь без очередей. Сократить время записи на прием в 5 раз, а ожидания приема – в 12 раз, тем самым увеличить время непосредственной работы врача с пациентом в 2 раза, — рассказала Вероника Игоревна о впечатляющих результатах центральным средствам массовой информации.
Проект «Бережливая поликлиника» рассчитан почти на шесть лет и будет реализовываться в российских регионах до апреля 2023 года.
Но, несмотря на большой запас времени, на Смоленщине уже сейчас появились поликлиники, которые проявили инициативу и первыми приступили к реализации проекта. Известно, что в эксперимент включилась и Ярцевская центральная районная больница. По просьбе читателей мы встретились с ее главным врачом Владимиром Толпыго и попросили рассказать о грядущих изменениях в сфере медицинского обслуживания ярцевчан.
— Владимир Алексеевич, проект «Бережливая поликлиника» начнет официально действовать в следующем году. Почему Ярцево оказалось впереди планеты всей?
— Мы и сами не ожидали, что новый проект стартует на Смоленщине так быстро. В его реализацию включились четыре поликлиники города Смоленска, Дорогобужская и наша районные больницы. К такому решению нас подтолкнула депутат Смоленской областной Думы Ольга Николаевна Васильева, которая выделила из своего депутатского фонда денежные средства. Этот стартовый капитал мы пустим на техническое переоборудование регистратуры и ее реконструкцию, закупку мебели, оргтехники. Конечно, для реализации этого проекта предусмотрено бюджетное финансирование. Областной Департамент здравоохранения обещает выделить нам финансовые средства в следующем году.
— Театр начинается с вешалки, а посещение поликлиники — с регистратуры. Но для многих и трата времени начинается именно здесь. У каждого найдется повод для недовольства: отсутствие талонов, долгое стояние в очереди и другие более мелкие неприятности. Это раздражает людей, портит им нервы. Какие изменения в работе регистратуры произойдут?
— Начну с того, что регистратура изменит свой внешний вид. Мы уберем стеклянные перегородки и расширим свободное пространство. Поставим новую мебель, чтобы больные могли посидеть в ожидании вызова. В регистратуре появится кол-центр, в котором две наши сотрудницы будут работать с потенциальными посетителями по телефону. Телефонная многоканальная линия уже подключена. Записаться к врачу теперь можно по трем номерам: 8-910-789-31-31, 7-31-31, 7-14-81. Изменится обслуживание пациентов, обратившихся непосредственно в поликлинику. Работа регистратуры будет напоминать уже хорошо знакомую всем схему работы Сбербанка. Приходишь, через инфомат берешь талончик и ожидаешь своего вызова. Помогать посетителям будет дежурная по залу. В поликлинике работает локальная компьютерная сеть, поэтому после того как посетителя запишут на прием, в кабинете врача сразу же появится соответствующая информация.
Кстати, мы учли пожелания жителей Пионерного и один инфомат установили в детской поликлинике на улице Автозаводской. Теперь на прием к специалисту им можно записаться, не приезжая в город.
Также мы планируем отойти от бумажных медицинских книжек и перевести всю информацию в электронный вид.
Однако все же лучше записываться к врачу через Интернет, используя свой личный кабинет на федеральном портале Госуслуг.
Есть еще одно новшество. Мы продумываем варианты разделения потоков пациентов. В поликлинику ведь приходят не только больные. Кто-то пришел получить справку, другой — пройти медицинский осмотр, третий — получить платную услугу, пройти ВТЭК и т.д. Особая категория – это люди, желающие пройти диспансеризацию. Их много, и мы предполагаем создать для них особые комфортные условия.
— Какие именно?
— Сейчас эта категория пациентов вынуждена ходить по кабинетам от одного врача к другому. А так как специалисты сидят на разных этажах, то получается, что люди должны ходить по всей поликлинике и преодолевать кучу лестничных ступенек. Поэтому сейчас мы создаем отделение медицинской профилактики. Оно будет располагаться на первом этаже. Здесь можно пройти как медицинский осмотр, так и диспансеризацию. В этой отдельной структуре мы постараемся работать по принципу, когда врач должен прийти к пациенту, а не наоборот. Единственное, что мы не сможем перенести – это флюорографию и маммографическое исследование для женщин. Они по-прежнему останутся на четвертом этаже поликлиники.
— Какие еще изменения произойдут?
— До недавнего времени на Пионерном у пациентов была проблема со сдачей анализов. Парадокс заключался в том, что в детской поликлинике могли взять только анализ крови, а вот баночки с анализом мочи своего ребенка родителям приходилось возить в городскую поликлинику. Теперь во всех детских поликлиниках организован забор крови и мочи. Кроме того, мы приблизили медицинскую помощь и для взрослого населения Пионерного. В этом микрорайоне есть здравпункт, в котором раньше больным могли лишь делать уколы, ставить капельницы. Теперь там будет организован прием врача общей практики или терапевта. Также будет выделено время для приема анализов мочи и крови от взрослого населения.
— Ярцевчане замечают, что на приеме у врача много времени уходит на заполнение документов и мало его остается на сам прием больного. Как это изменить?
— Такая ситуация наблюдается не только на приеме. К примеру, медсестра, которая осуществляла забор крови на анализ, должна еще заполнить три журнала. Сейчас мы освободили ее от этих обязанностей. Их стала выполнять санитарка. В связи с этим пропускная способность пациентов значительно увеличилась, и не стало таких очередей, какие были раньше.
На приеме у специалиста документооборот будет выполняться в электронном виде, и вести его будет медсестра. Это сэкономит время у врача. Также изменится подход в вопросе выписки лекарств для больных, которые имеют группу инвалидности. Больному больше не придется ходить по кабинетам и стоять в очередях. Он, его родственники или соцработники будут приходить в поликлинику уже за готовыми лекарствами, которые больному положены бесплатно.
Также ярцевчан ожидают другие положительные изменения, которые мы планируем провести в масштабах проекта «Бережливая поликлиника».
№37 от 07.09.2017