Так долгие годы зрители и коллеги называли нашу землячку — выдающуюся артистку балета, заслуженную артистку РСФСР Сусанну Николаевну Звягину, танцевавшую на сцене прославленного театра в те же годы, когда там блистали такие звезды мирового балета, как Галина Уланова и Майя Плисецкая.
Сусанна Николаевна прожила долгую, яркую и во многом уникальную жизнь. Она родилась в Рославле Смоленской губернии 11 июля 1918 года. О ее ранних годах мы не знаем ничего.
Недавно в случайно обнаруженных записках о Звягиной промелькнули такие строки: «Она часто вспоминала и своё детство, проведённое в семье известного советского политического деятеля А.В. Луначарского».
Так это или нет – пока не знаем.
Попытки связаться с потомками дочери прославленной балерины — Сусанной Мальцевой (Бутейко) (1954 — 2008), женой легендарного советского хоккеиста Александра Мальцева — пока не увенчались успехом. Известно также, что С.Н. Звягина была двоюродной сестрой архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского) и супругой известного ученого-физиолога, кандидата медицинских наук, профессора К.П. Бутейко. Так что, возможно, поиски в этом направлении помогут узнать новые подробности из жизни прославленной балерины.
В 1937 году Сусанна Звягина окончила Московское хореографическое училище (в то время оно являлось техникумом, а теперь носит звание Московской государственной академии хореографии). В училище ее преподавателем была Елизавета Гердт, русская балерина и балетный педагог, один из ведущих педагогов женского классического танца России XX века.
По окончании учебного заведения юную танцовщицу приняли в труппу Большого театра, где она проработала большую часть жизни. Выпускным танцем Звягиной стала роль Заремы в «Бахчисарайском фонтане» Б. Асафьева. Уже эта ее первая, дебютная роль заложила основы для формирования будущего амплуа балерины – она была идеальна в ярко выраженных характерных образах. В Большом театре Сусанна довольно быстро стала ведущей артисткой. Она обладала сильным темпераментом, невероятной гибкостью и яркой, так называемой южной красотой.
Колоритная внешность Звягиной способствовала тому, что долгие годы Сусанна Николаевна считалась «главной испанкой» Большого театра. Высочайший уровень мастерства балерины оценили сами испанцы – они даже пригласили ее преподавать в одной известной испанской труппе. Также Звягина исполняла цыганские, венгерские, польские и молдавские танцы.
Во время Великой Отечественной войны Сусанна Николаевна осталась в Москве. Она выступала перед бойцами на передовой в составе концертной бригады, которой сама же и руководила.
Позже Сусанна Николаевна вспоминала: «Тогда можно было услышать такое пренебрежительное мнение: «Что могут эти артисты?». Оказалось, что многое. Достаточно вспомнить десятки тысяч концертных бригад, выступавших на всех фронтах. Первый концерт в еще не полностью освобожденном Рейхстаге дала бригада Большого театра. А на моем счету — семь фронтов и Сталинград».
Одна из театральных легенд — ее сверкающая танцевальным блеском Мерседес в «Дон Кихоте». Среди многих ролей, исполненных танцовщицей, эта партия, рожденная в конце войны, стала гимном Победе. Бригада Звягиной дала за время войны 1400 концертов. А Сусанна Николаевна стала первой артисткой Большого, кому вручили орден Боевого Красного Знамени.
Поклонники таланта Сусанны Звягиной могут увидеть ее в кино. В 1954 году вместе с другими артистами театра снималась в фильме-балете Лео Арнштама и Леонида Лавровского «Ромео и Джульетта».
В 1951 и 1959 годах выдающиеся заслуги перед русским балетом балерина была награждена орденами «Знак Почета». А в 1958 году С.Н. Звягиной было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР.
Слава прославленной балерины нередко сводила ее с самыми разными известными людьми. Однажды по поручению коллектива театра Звягина приходила на приём к Сталину с письмом о разрешении строительства в Каретном ряду кооперативного дома для артистов ГАБТа.
Сталин доброжелательно говорил со своей любимой исполнительницей главной партии в балете «Пламя Парижа», который он смотрел несколько раз. И в конце аудиенции он на письме начертал синим карандашом своё одобрение на строительство престижного дома.
Во время гастролей в Лондоне в столичной газете был помещён фотоснимок, на котором в королевской ложе театра она доверительно беседует с королевой Англии. Под снимком красноречивая подпись — «Две королевы».
Сусанна Николаевна была близка с прославленным режиссером Сергеем Эйзенштейном. В знак крепкой дружбы Эйзенштейн сделал Звягиной поистине королевский подарок – специально для нее создал концертный номер «Последний разговор Кармен и Хозе». В этом номере Сусанна блистала в дуэте с другим талантливым танцовщиком Большого театра — Константином Рихтером.
В 1961 году Сусанна Николаевна Звягина покинула сцену, но впоследствии стала председателем совета ветеранов Большого театра. В том же 1961 году была принята в Новосибирский театр оперы и балета в качестве балетмейстера-репетитора. Позже Сусанна Николаевна решила вновь заняться обучением и в 1965 году окончила факультет театроведения Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского. С 1970 по 1975 годы она работала в Московском мюзик-холле главным балетмейстером. Стараниями Сусанны Звягиной это учреждение сумело подняться с колен.
В 70-е годы Сусанна Николаевна вернулась в родной Большой театр в качестве председателя совета ветеранов. Председательствовала энергично, продуктивно, деятельно. Параллельно являлась в течение нескольких лет редактором газеты Большого театра, сотрудничала с журналом «Балет», оставив интереснейшие воспоминания о своих прославленных коллегах.
Ее общественная и театральная деятельность была высоко оценена: в 2001 году распоряжением Президента РФ В.В. Путина за большой вклад в развитие отечественного музыкально-театрального искусства С.Н. Звягиной была объявлена благодарность, а в 2004-м балерина была награждена орденом Почета.
Сусанна Звягина любила театр и балетное искусство всей душой и посвятила ему всю свою жизнь. Скончалась Сусанна Николаевна в Москве 13 марта 2006 года в возрасте 87 лет, прожив удивительно насыщенную и яркую жизнь.
Галина КУЗЬМИНА
Источник «Рославльская правда»: Главная испанка Большого Театра