Общество Холм-Жирковский район

В Печатниках продолжается –   и весьма успешно –  строительство православной церкви. И словно в ответ всем скептикам члены церковного совета говорят: «Не мы строим, а Бог строит».

 С Татьяной Николаевной Беляевой мы идем к строящемуся храму. Она одна из главных инициаторов строительства, возглавляет церковный совет, в который входят и учителя, и домохозяйки, и работники культуры, как сама Татьяна Николаевна. Их всех объединило общее дело – дать новые силы своей родной деревне. Ведь с появлением церкви  что-то изменится, и к лучшему. Общее дело обязательно должно сплотить всех жителей.

Небольшая церковь словно парит над деревней. Синяя крыша создает иллюзию того, что словно небо приблизилось к людям. За небольшой срок,  прошедший от начала строительства,  сделано невероятно много. Легче, наверное, рассказать, что еще предстоит сделать.

Строительство церкви – дело затратное. А приходится  ведь рассчитывать только на пожертвования. Все, что в силах, печатниковцы делали сами:  расчищали место, заливали фундамент, конопатили сруб, красили, словом делали всю посильную, а порой и непосильную работу. Трудно даже представить, как женщины лазили на такую верхотуру  и конопатили стены. Но и эта работа была в радость.

Татьяна Николаевна показывает строящуюся церковь:

– Сами видите – церковь у нас небольшая. Проект ее сделал москвич Виктор Иванович Котов. Стали собирать пожертвования, конечно, много мы не насобирали.  Но спасибо всем людям, которые откликнулись, внесли свою лепту. Все имена мы записываем, на будущее – в храме обязательно что-то сделаем, может быть, памятную доску.

Когда нас спрашивают, мол, как вам удается то  или иное дело, отвечаем: так Богу надо. Бог строит, а не мы. Так было угодно, что появлялись добрые, небезразличные  люди, которые сначала оплатили лес, потом сруб, привезли, поставили его, накрыли крышу. Оплатили купол, он небольшой.

Мы заходим в церковь. Пахнет хвоей, оцилиндрованные деревья словно источают тепло. А Татьяна Николаевна продолжает:

– Мы хотели набрать пол, потолок своими силами, но  посмотрели: здесь нужен специалист. Нужны окна, дверь. Может быть, найдутся добрые люди, которые захотят приобрести их для храма. Ведь мы не просим денег, просим, если можно оплатите те или иные работы. Крыльцо вот нужно строить, хотелось, чтобы оно было красивое и прочное. Иконостас уже делается. Есть у нас и иконы, которые были в нашей Казанской церкви еще до революции.

У строящегося храма много крупных камней – именно на этом месте стола Казанская церковь, пережившая Великую Отечественную войну, но порушенная уже в послевоенные годы. А небольшой камень был заложен в основание строящегося.

Каменный храм во имя иконы Казанской Божией Матери в Печатниках  графиня Софья Владимировна Панина стала строить в 1819 году. До этого времени в селе уже была церковь, очевидно, построенная прежними владельцами имения помещиками Матушкиными. Эта церковь несколько раз переживала пожары, погибнув в одном из них 1889 года. Но вся утварь, книги были спасены.

Панинский храм строился долго, много лет стоял неотделанным. Окончательно же церковь с приделами была освящена в 1886 году, главный придел – Казанский, а левый и правый были освящены во имя Преподобного Сергия Радонежского и  Святителя Николая Чудотворца.

С 1894 года церковь отапливалась. В 1902 году в ней был устроен богатый иконостас, выложенный червонным золотом.

Так уж распорядилась история, что священник  из Печатников Александр  Григорьевич Руженцев и диакон Петр Стафанович Тройницкий оказались одними из первых священнослужителей, пострадавших за веру в самый первый год советской власти, и были расстреляны в сентябре 1918 года. А уроженец деревни Ведерники, одной из деревень Печатниковского прихода, Дмитрий Панфилович Строгонов стал священником, и в 1937 году принял не менее мученическую кончину, приговоренный к высшей мере наказания.

В Печатниках лет двадцать назад, впервые в районе, на месте бывшего храма был установлен поклонный православный крест, сделанный местным жителем.

Татьяна Николаевна рассказывает:

– Наша Нина Сергеевна, а жила она в деревне Осипцево, вымолила храм. Много лет она обихаживал крест. Со временем возле креста появилась оградка, были установлены скамеечки, цветы. Можно было прийти зажечь свечи, помолиться. Это место у нас до сих пор сохраняется, но когда стал строиться храм, крест немного передвинули в сторону. Но также можно зажечь свечи, помолиться. К сожалению, Нина Сергеевна в силу возраста нынче не приезжала в деревню.

Когда я спросила у Татьяны Николаевны, кого можно отметить из жертвователей, активных помощников, она, посоветовавшись с членами церковного совета, заметила:

– Многие люди не называют своих имен и не требуют благодарности. Всех их мы будем благодарить иным способом, в храме. Но хотелось бы отметить наших смоленских депутатов областной Думы Марину Касеновну Жукову и Николая Алексеевича Дементьева. Спасибо им за помощь.

Церковь словно парит над деревней, придавая ей совсем иной вид. У каждой церкви, как и у человека,  есть свой ангел хранитель. Долгое время он оплакивал порушенный храм, а теперь, наверное, радуется возрождению церкви.

Если у вас есть возможность помочь в возрождении церкви в Печатниках, любая помощь будет принята с благодарностью.

Текст: Галина Цветкова

Вам также может понравиться