В первое воскресенье августа в нашей стране отмечается Всероссийский День железнодорожника. Накануне этого праздника наш корреспондент встретился с генеральным директором АО «Рославльский вагоноремонтный завод» Юрием Александровичем Черняком и попросил рассказать о сегодняшнем дне и перспективах одного из крупнейших промышленных предприятий области.
— Юрий Александрович, в каком состоянии сейчас находится железнодорожное машиностроение и как это влияет на работу Рославльского вагоноремонтного завода?
— Сегодня железнодорожное машиностроение находится в крайне тяжёлой ситуации. Это относится практически ко всем предприятиям отрасли. Потребность в железнодорожных перевозках падает, и переизбыток парка вагонов, который есть на сети железных дорог, не может не сказываться на работе вагоностроительных предприятий.
Несмотря на то, что завод более 20 лет строит новые вагоны, мы все эти годы продолжали заниматься и вагоноремонтом. В 2014 году Министерством транспорта, ОАО «РЖД» был разработан регламент проведения модернизации вагонов, отслуживших положенное время, с последующим продлением их эксплуатации на срок до половины первоначального. Например, для полувагонов это ещё 11 лет. Предприятие, занимающееся этим ремонтом, должно было иметь соответствующие сертификаты. Мы очень активно занимались этой работой, получили необходимые разрешения. Но в конце прошлого года был введен запрет на эксплуатацию вагонов с продленным сроком службы. Министерство транспорта приняло решение о нецелесообразности продления срока вагонов, необходимости развивать вагоностроение, причём вагоностроение именно инновационное. Постановление Минтранса было опубликовано 31 декабря 2015 года. Соответственно, перед нами снова в полный рост стала проблема загрузки завода в условиях, когда, с одной стороны, отсутствует спрос на выпускаемый нами новый подвижной состав, а с другой стороны для нас прекратил существование рынок вагоноремонта.
— Тем не менее Рославльский ВРЗ, как уже сообщалось в СМИ, довольно быстро освоил производство нового инновационного вагона…
— Как я сказал выше, завод на протяжении двух десятилетий работал как на рынке нового подвижного состава, так и вагоноремонта. Третье направление – вагонные запасные части. Понимая, что удержаться на рынке мы сможем только имея диверсифицированную производственную программу, за последние 4 года были поставлены на производство три модели вагонов-платформ, инновационный полувагон, вагон-цистерна, инновационные колесные пары с кассетными подшипниками с осевой нагрузкой 25 тс, две модели инновационых тележек. Работа в этом направлении не прекращалась. Ведь даже в условиях кризиса есть спрос на узкоспециализированный подвижной состав, обладающий уникальными характеристиками, которых нет у вагонов, выпускаемых нашими конкурентами. Таким вагоном стала инновационная платформа с удлиненной базой, предназначенная для перевозки лесоматериалов. Объем заказа – 500 ед. на 2016 год, 3 000 единиц на 2017-2018 годы. Задача – разработать конструкцию в соответствии с требованиями заказчика, сертифицировать и поставить на производство. В кратчайшие сроки платформа была разработана, в марте нынешнего года она прошла весь цикл испытаний, был получен сертификат соответствия Регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте, дающий право ее производства. Серьезнейшей проблемой стало внесение модели платформы в справочник информационно-вычислительного центра железнодорожных администраций стран СНГ, без чего эксплуатация вагона невозможна. При непосредственном участии Губернатора нашей области Алексея Владимировича Островского и его взаимодействии с Министерством транспорта вопрос был решен.
Выполнение заказа на длиннобазные платформы позволит полностью загрузить завод даже в отсутствие других заказов и обеспечить объем реализации в денежном выражении на докризисном уровне.
— За время кризиса завод не растерял свои кадры?
— Очень важно, что сохранился основной костяк завода – это те люди, которые перенесли все трудности и несмотря ни на что остались на предприятии. Кроме того, сейчас нам нужно набрать порядка 50 человек различных специальностей, в основном – электросварщиков.
— Есть ли у завода другие заказы? Что ещё выпускает и собирается выпускать завод, кроме новой платформы для перевозки лесоматериалов?
— Конечно, параллельно мы продолжаем заниматься поиском новых заказов. Полувагон, я думаю, в ближайшие шесть – семь месяцев спросом пользоваться не будет, а вот по другим видам подвижного состава у нас есть несколько интересных вариантов. До конца года мы надеемся запустить в производство ещё две модели платформ. К октябрю, я думаю, получим сертификаты и займём ещё одну нишу специализированного подвижного состава.
Как я уже сказал, помимо вагоностроения, мы занимаемся и запасными частями. У нас стабильные заказы на колесные пары, в том числе и инновационные, которые мы поставляем вагоностроительным заводам, не имеющим собственного колесного производства.
— Говоря о заводе, Вы постоянно употребляете слова «вагоностроение», «вагоностроительный». Название «вагоноремонтный» уже неактуально?
— Да, поскольку продление срока службы вагонов сейчас запрещено, а плановыми ремонтами занимаются депо, название «вагоноремонтный» в обозримом будущем для нас неактуально. Предприятие становится полностью вагоностроительным. В свое время мне не удалось поступить в институт по состоянию здоровья, потом замоталась, так и не получив никакой специальности. Но мне очень хочется состояться в этой жизни, построить карьеру и развиваться в профессии, поэтому стала искать, где купить дипломы в Смоленске без риска. Найдя компанию, слегка растерялась и засомневалась. Но поговорив с менеджерами, все страхи улетучились. Они, дали гарантию полной анонимности, и заверили, что диплом идентичен оригиналу. После сотрудничества с ними, я в этом убедилась. Единственное, что возможно в плане ремонта, это восстановление аварийных вагонов, которые не могут быть отремонтированы в условиях депо. Такими работами мы будем заниматься, у нас для этого есть и соответствующее оборудование, и опытные специалисты.
— Судя по тому, что Вы сказали, положение дел на заводе налаживается. Каким Вы видите ближайшее будущее предприятия? Можно ли рославльчанам надеяться на стабильную работу и движение вперёд крупнейшего предприятия города?
— Я обычно достаточно осторожен в оценках, но сегодня могу с уверенностью сказать, что уже в августе мы выйдем на объём производства не менее 300 миллионов рублей. А в сентябре планируем выйти на объём производства 500 миллионов, что соответствует лучшим докризисным показателям.
Поэтому я сегодня вижу для завода достаточно хорошие перспективы, а кризис для нас, надеюсь, останется в прошлом.
— Спасибо за интервью.
Текст: Сергей ДУБОВСКИЙ
Источник «Рославльская правда«