Интервью Монастырщинский район Образование Общество

 

Вы прекрасно знаете, дорогие читатели, что этот год признан годом педагога и наставника.  И на страницах нашей газеты нам хочется как можно больше рассказать вам об опытных учителях, настоящих профессионалах, мудрых, талантливых педагогах нашего Монастырщинского района. Сегодня у нас в гостях инициативная, умная, активная

и заразительно оптимистичная Ольга Владимировна

Ходотаева  — отличник просвещения, учитель русского

языка и литературы Соболевской основной школы

имени А. Н. Попова.  31 мая текущего  года она была

награждена знаком отличия Министерства просвещения Российской Федерации «Отличник просвещения».

Ольга Владимировна  рассказала нам о себе, о своей

любимой работе, хотя, правильнее будет  сказать о своем призвании.

Мечтала стать библиотекарем

Родилась наша  героиня в день смеха 1 апреля 1975 года. Уж не знаю, влияет ли дата рождения на характер человека, но из личного опыта общения с Ольгой Владимировной скажу, что она очень позитивный, легкий на подъем человек с потрясающим чувством юмора.

…Ольга родилась в самой обыкновенной работящей семье —  мама работала бухгалтером, а папа был шофером. Девочка была старшим ребенком и с удовольствием помогала родителям, когда те занимались домашним хозяйством, следить за младшими братьями Леонидом и Виктором. А дел хватало, супруги и хозяйство немаленькое держали, и огород, без которого в деревне никак.

Дорогие мои читатели, сейчас вы, скорее всего, думаете, что я напишу, как  «Оля с большим удовольствием играла со своими братьями «в школу» и поэтому уже с детства мечтала об этой профессии».

В «Школу», «Больницу» и «Магазин» играли все мы с вами, и, надо сказать, с большим удовольствием. Любила и  Оля. А еще Оля очень любила читать книги. Как только выдастся свободная минутка, сразу садилась за чтение.

— По словам моей бабушки, я чуть ли не с пяти лет сидела за книгой, а библиотека была для меня самым лучшим местом на свете, — делится воспоминаниями наша героиня.

И мечтала девочка стать библиотекарем.

«1 сентября мой

любимый праздник»

После окончания девятилетней школы в своей родной деревне Октябрьское Монастырщинского района и 10-11 классов Монастырщинской средней школы девушка поступила в педагогический институт в город Смоленск. Почему Ольга изменила вдруг своей мечте?

— Одной из причин выбора мной профессии педагога была Светлана Владимировна Зуева, она преподавала у меня литературу в старших классах. Это замечательнейший педагог, талантливейший, эмоциональный, творческий, ее уроки всегда были живыми как сказка, к ней хотелось идти на занятия и получать знания. Именно она привила у меня любовь к этому предмету.  А еще я очень люблю детей, а профессия учителя дала бы мне возможность постоянно быть в окружении девчонок и мальчишек, наблюдать, как они растут, передавать им свои знания и сделать все, что в моих силах, чтобы ученики стали успешными людьми,  — объясняет свой выбор Ольга Владимировна.

В 1997 году после окончания педагогического института моя героиня была направлена по распределению в Соболевскую основную школу имени А. Н. Попова, в которой и работает по сей день. В ее трудовой книжке — всего одна запись «принята на работу в качестве учителя русского языка и литературы».

 — В этом году исполняется 26 лет моей педагогической деятельности. И за эти годы я ни разу не пожалела, что когда-то  встала на этот путь. — говорит Ольга Владимировна. — Мой выбор был сделан сердцем и душой! Каждое первое сентября — для меня самый лучший праздник! И я прекрасно помню свой самый первый рабочий день, когда я переступила порог школы в качестве учителя. День был яркий, солнечный, я зашла в класс, а детей раньше много было. И все  они сидят такие нарядные,  с ясными глазами, я в них просто сразу влюбилась. Я не волновалась, чувствовала себя уверенно и спокойно. Класс попался очень активный, особенно девчонки. Они дрались больше, чем мальчишки.  Но со всеми мы поладили, подружились. Сначала я преподавала в пятом и шестом классах, а потом мне дали десятый и одиннадцатый. С повзрослевшими учениками тоже никогда не было никаких проблем.

Школьная жизнь бьёт ключом

— Секретов у меня никаких нет.  Самое главное — заинтересовать детей, они должны захотеть и читать, и узнавать русский язык. Конечно, за столько лет работы было у нас немало смешных историй, — улыбается Ольга Владимировна, —  Урок русского языка, пишем сочинение. Дома читаю, оцениваю. Через две тетрадки снова то же сочинение, следующая тетрадь — тот же текст! Интересно,  пятнадцать учеников и три одинаковых сочинения в классе. Да, слово в слово, хотя бы запятые ставили в разных местах. На следующий день спрашиваю:

— Кто писал?

 – А все писали сами.

Посадила их, дала листочки, говорю:

— Пишите заново!

— И что написали? — спрашиваю я Ольгу Владимировну.

— А вы как думаете? — смеется она

— У меня таких ситуаций много. В девятом классе по программе мы изучаем   повесть И.С.Тургенева «Первая любовь».

Ученики спрашивают: 

— О чем повесть?

Я объясняю:

—  О любви.

А они в этом возрасте уже все такие влюбчивые! Через некоторое время один мальчик подходит ко мне и спрашивает:

— Я уже треть прочитал, где ваша любовь? 

Я объясняю:

— Все впереди.

Он подходил ко мне еще  несколько раз. Так и не нашел в тексте про ту любовь, что хотел.

— Конечно, помимо занятий у нас велась и ведется большая воспитательная работа с детьми. Стараемся очень весело и интересно организовывать различные праздники и мероприятия, — продолжает свой рассказ Ольга Владимировна. —  Вот, например, на «День всех влюбленных» был необычный конкурс, когда дети представляли себя разными литературными героями; проводили шикарные балы,  выбирали короля и королеву бала.  А  однажды на школьном вечере провели игру «Любовь с первого взгляда», только наши ученики были в роли сказочных персонажей: водяного, кикиморы, бабы-яги, кощея бессмертного. Ученикам нужно было организовать пары, а потом уже соревноваться между собой.

 В десятом классе мы изучаем роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого, а в  нашем Соболево растет легендарный  дуб. В романе есть момент, когда Андрей едет по дороге к Ростовым в имение и видит дуб. Во время изучения романа  мы с детьми ходили к нашему Соболевскому  дубу. Такие моменты надолго остаются в памяти ребят.

А если получалось так, что ученик не смог присутствовать на празднике, я всегда без проблем могла примерить на себя любую роль.  Нужно  только текст успеть посмотреть. А если не успевала,   импровизировала на месте. Я была и в роли султана, и в роли кикиморы, и принцессой была.  Кстати,  детям нравится, когда педагог принимает непосредственное участие в мероприятии, а не просто выступает в качестве ведущего. Очень часто проводим мы и  спортивные соревнования.  И если не хватает учеников для создания двух команд,  мы учителя создаем свою команду и соревнуемся с нашими учениками. Эмоций море. Дети довольны, а это самое главное.

Мы принимали участие в конкурсе «Открытый видеоурок».  Тема урока  «О скверном и святом», и дети с удовольствием работали, не молчали, а  активно отвечали на вопросы. Это, кстати, был областной конкурс, и мы заняли второе место.

Школьные годы — это самое

счастливое время.

— О работе педагога можно говорить бесконечно,  жизнь ведь не стоит на месте, постоянно происходит что-то новое и интересное. В моей долгой  педагогической  практике я не помню двух одинаковых уроков. Каждый неповторим.  Дети все разные, кто-то так понял материал, кто-то — по-другому. Поэтому каждый раз идешь к детям, как в первый раз, — рассуждает моя героиня. —  Считаю, что самое главное в моей профессии — с любовью и  пониманием  относиться к своим ученикам,  к своему делу, тогда работа будет не в тягость, а в радость! Учитель должен быть справедливым,  добрым, честным и внимательным.  В своих учениках я в первую очередь ценю интерес к знаниям, умение учиться и трудиться. Я, кстати, практически никогда не ставлю двойки своим ученикам, всегда даю возможность исправиться. Я учу своих ребят и учусь у них. У нас на уроке русского языка есть такая  тема «Неологизмы» —  новые слова  в русском языке, они появляются в результате научного прогресса или их вводят в обиход конкретные люди. Иногда придет сообщение  от сына, а понять, что там написано, невозможно. Прихожу тогда к своим ученикам и прошу расшифровать. В этом году я встречалась со своими выпускниками, которые выпорхнули из стен нашей школы двадцать лет назад. Это было так волнительно, мы много смеялись, местами плакали, вспоминали школьные годы, и так приятно было слышать от них: «Ольга Владимировна, а ведь вы правы были, когда говорили,  что самое лучшее время в жизни человека — это школьные годы». Лучшая награда для учителя — знать, что ребенок, который покинул стены родной школы, добился в жизни успехов».

Немного о себе

Своими главными учителями Ольга Владимировна  бесспорно считает своих родителей Андрющенковых  Валентину Владимировну и Владимира Леонидовича. Они всегда поддерживали, помогали, показывали своим примером, как нужно жить.  Привили самые главные жизненные ценности.

 

Ольга Владимировна постоянно в движении, если в районе проходят какие-то праздники, то она практически всегда задействована в них.  В свободное время моя героиня любит смотреть фильмы — русские фильмы. Любит почитать или просто посидеть в беседке с чашкой вкусного чая наедине с природой. У Ольги Владимировны взрослый сын Никита, он закончил сельхозакадемию и занимается строительством дорог. Они очень близки, любят ходить вместе в кино, гулять по городу, общаться, шутить. А что важнее всего для человека в жизни? Взаимопонимание с близкими, любимая работа и возможность уделять время своим интересам.  И пусть так будет всегда.

 

Надежда БОЛДЫРЕВА

 

Вам также может понравиться