Публикация в нашей газете материала «Любовь и голуби. Картина первая — лирическая» вызвала неожиданно большой отклик среди наших читателей. Хотя, на мой взгляд, все очевидно. Каждому из нас в глубине души хочется читать добрые и светлые рассказы, которые пополняют запасы добра и нежности в наших душах.
Я понимала, что у нашей истории должно быть продолжение. Ведь в фильме «Любовь и голуби» было, как минимум, четыре картины. Вот и мы решили найти героев для наших будущих публикаций. Вот только вопрос: Как и где их искать?
И тут, и это, поверьте, не случайное совпадение, а настоящая журналистская удача, в редакции раздался звонок. Позвонила жительница нашего поселка и рассказала, что один ее знакомый, сколько лет она его знает, занимается разведением голубей, и у него очень много птиц. Мы расспросили ее обо всем. Я уже заранее предвкушала встречу со своим новым героем Александром Николаевичем Колотовским и радовалась, что продолжение истории про голубей будет. И будет новая картина. Вот только какая?
Я отправилась к нему в гости.
Александр Николаевич оказался очень позитивным, интересным и светлым человеком.
— Александр Николаевич, расскажите нам про свое увлечение разведением голубей. Правда ли, что ваша голубятня самая большая в нашем районе?
— Сказать, что она самая большая, я не могу. Может, где-то в глубинке кто-то и профессионально занимается разведением голубей, да мы просто не знаем. Но скажу, что птичий домик у меня немаленький, как вы видите. Он двухэтажный, в нем живут 250 пернатых. Рядом вот еще одна голубятня, там — 50 птиц.
Было время, что у меня жили до 350 голубей, но вот за последние два года много птиц я потерял — и болели, и ястребы истребили. Жалко, конечно, но ничего не поделаешь — это жизнь, это природа. Птиц я развожу для себя, для души. Этим моим голубятням уже 22 года. А вообще разведением голубей я занимаюсь с самого детства.
— А с чего все началось?
— Сейчас мало кто занимается разведением голубей, а в моем детстве — в советское время — голубятни во дворах, на гаражах и даже на балконах домов были самым обычным делом. Недалеко от нашего дома жил один мужчина, ох, и заядлый он был голубятник. Сколько у него птиц было — не счесть. И каждый день после школы я мчался к нему: то помогу покормить красавцев, то убрать помет. А то и просто полюбоваться, как легко они парят в небе.
А еще очень любил смотреть, как голубка кормит своего малыша молочком. Аккуратно так, ласково из клювика в клювик. Это неописуемое зрелище. «Птичье молочко» — это, конечно, символическое название, вообще это белая жидкость, которая образуется в желудке голубки.
Тот мужчина тогда приметил, что я прямо загорелся этими птицами, и подарил мне три пары голубей. Вот радости-то было у меня! Родители мое увлечение поддержали. И вот с тех пор я и занимаюсь голубями. Все мое детство, юность, первая любовь, дети, уже и внуки — всегда эти потрясающие птицы рядом со мной!
— А это, правда, что можно голубку водой изо рта покормить, как делает это главный герой из фильма «Любовь и голуби»?
— Это один из моих любимых фильмов, очень часто его смотрю, — улыбается мой собеседник. — Так сделать можно, но для этого нужны долгие годы тренировок. У старых, опытных голубятников в Смоленске я видел, как птица пьет изо рта, а сам такого не практиковал. Птенцов приходилось самому выхаживать, кормить, но это уже не такое приятное зрелище.
— Александр Николаевич, у вас голуби все разные и по цвету, и по размеру, и по оперению. Сколько у вас пород?
-У меня несколько пород птиц: «Узбекские» — отличаются дружелюбием, я бы так это назвал. У них мохнатые лапы, а расцветка может быть разной: и белой, и рябой, и красной.
Есть 6 штук «Павлинов». Настоящие красавцы — это одна из древнейших пород, а название они свое получили благодаря своему шикарному хвостовому оперению. Есть немного «Почтовых» голубей. Я когда работал в четвертой автоколонне, часто ездил в командировки в Москву, перегонял машины на «Пятый РеМ» завод. На заводе главный инженер занимался разведением голубей. Мы с ним познакомились, подружились, и он мне тогда дал двух птенцов, вот этих «Почтовых» голубей. Я давно о них мечтал. Их преимущество в том, что они поднимаются невысоко в небе, и хищнику трудно их поймать на такой высоте.
А еще есть у меня несколько голубей «Николаевской» породы. Самому старшему голубю в моей голубятне 10 лет. А еще знаете, люди, которые занимаются разведением голубей, понимают друг друга с полуслова. С голубятниками мы запросто можем поменяться породами птиц или дать безвозмездно голубей. Это у нас нормальное явление.
— А сколько приходится тратить в месяц на содержание всех этих красавцев?
— Я, если честно, не считаю. Ну, примерно 360 рублей стоит мешок зерна, его хватает на неделю, вот и считайте. Кормлю их в основном пшеницей, другой раз и кукурузу возьму. Вот сейчас нужно брать куриный комбикорм, в его составе есть комплекс витаминов. Скоро пойдут птенцы, поэтому необходимо подкормить будущих мамочек витаминами.
— Александр Николаевич, трудно ухаживать за голубями?
— Нет, я бы не сказал, что это трудно. Утром наливаю чистой воды, насыпаю зерна. Выпускать в небо их нужно каждый день. Ну и обязательно раз в неделю, в выходной день чищу голубятню. В грязи никто жить не будет.
Я развожу голубей уже более пятидесяти лет, очень люблю наблюдать за ними. Знаете, это непередаваемое ощущение, выйдешь рано утром, как свистнешь! Они вылетают все разом и радостные парят высоко-высоко в небе. В эти моменты я чувствую себя по-настоящему счастливым.
А еще бывает, я устал или сердитый, тогда я тоже иду к своим птицам. Посижу, послушаю, как они «гулят» или воркуют друг с другом, сразу настроение поднимается, и на душе становится так легко.
— Александр Николаевич, а к вашему хобби относятся члены семьи?
— За столько лет уже все привыкли к моему увлечению, никто не против. Есть у меня внучок, Владик, ему 15 лет, стараюсь ему привить любовь к этим прекрасным пернатым. Вы сейчас «дети интернета» трудно вас оторвать от ваших гаджетов, но мне бы очень хотелось, что бы Владик продолжил мое дело.
— Скажите, а с соседями как складываются отношения? Им птицы не мешают?
— Конечно, нет, чем голуби могут помешать? Тем более у нас дома друг от друга находятся на приличном расстоянии.
У нас в Монастырщине раньше многие занимались голубями, мы и общались, и опытом делились. Сейчас, конечно,остались единицы. Жаль, что в ближайшем будущем голубятни, скорее всего, совсем исчезнут.
Замечательная беседа получилась у нас с Александром Николаевичем.
Я, честно говоря, не думала, что тема друзей наших меньших таким теплом отзовется в сердцах наших читателей. В жизни каждого человека должна быть отдушина, то, что всегда поднимает настроение, успокаивает, дарит радость.
Для Александра Николаевича Колотовского отдушина — его голуби. Любуясь на своих прекрасных птиц, он чувствует себя счастливым человеком. Хотя, правильнее будет сказать, он счастливый человек, потому что любимая семья всегда рядом и голуби…Маленькие пушистые комочки радости, которые тоже любят Александра Николаевича и всеми своими маленькими сердечками привязаны к нему. И пусть так будет всегда…
Надежда Болдырева