В марте на базе Починковской средней школы №1 им. А. Твардовского прошёл первый районный фестиваль школьных музеев «Культурный марафон».
Одним из приоритетных направлений развития системы образования является воспитание подрастающего поколения, ориентированного на нравственные ценности, позволяющие максимально реализоваться в современной культуре, социуме. И важная роль в этой работе отводится музейной педагогике.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования. На основе поискового материала изучая фольклор, обряды, традиции, историю малой родины, дети пишут исследовательские работы, создают экспозиции, сохраняя частицы прошлого и приобщаясь к героическому и культурному наследию родного края.
В первом районном фестивале музеев приняли участие семь школ.
Открыли фестивальную программу ученики Починковской средней школы №1, участники творческого коллектива «Наследники Твардовского», – они исполнили музыкально-театральную композицию на патриотическую тему по произведениям А.Т. Твардовского и современных авторов. Руководитель музея «Твардовский и Смоленщина» в школе №1 Галина Ивановна Дмитриева, учитель русского языка и литературы, организует работу с ребятами таким образом, чтобы не только вызвать интерес к жизни и творчеству великого земляка, но и обратить внимание подрастающего поколения на актуальные проблемы современного мира.
Руководитель школьного музея Мурыгинской средней школы, учитель истории и обществознания Ирина Владимировна Савченкова представляла номинацию «Лучший экспонат». Это комсомольская путевка, выданная в начале 50-х годов прошлого века жительнице д. Мурыгино Александре Ивановне Николаевой, с которой она была направлена на работы по поднятию целины в Кустанайскую область. Как отметила педагог, знакомясь с информацией об истории музейного экспоната «Комсомольская путевка», а также с другими экспонатами, учащиеся узнают и лучше понимают жизненные ценности предшествующих поколений россиян.
В 2008 году в Лучесской основной школе был создан историко-краеведческий музей «К живым истокам». Он состоит из 10 тематических разделов: «Его имя носит наша школа», «Наши земляки – Герои Советского Союза», «Их имена на нашем обелиске», «Великая Отечественная война в истории нашего края», «Наши передовики», «История моей школы», «Быт крестьянина», «История денежных знаков», «История создания пионерской организации в школе», «Мастера и мастерицы нашего села». О работе музея участникам фестиваля рассказал его руководитель, учитель истории и обществознания Иван Владимирович Понкратов.
Музей Переснянской средней школы «Патриот» представляли его руководитель, учитель истории и обществознания Лариса Каримовна Бастракова и ученица 11 класса Анастасия Савина, которая подробно и интересно рассказала о лучшем музейном экспонате – древнем мече, найденном на территории бывшего Переснянского поселения. И даже продемонстрировала его, позволив участникам фестиваля подержать и хорошо рассмотреть древний раритет.
В номинации «Лучшее цифровое решение» на районном мероприятии дебютировал военно-исторический музей Шаталовской средней школы. Руководитель музея учитель истории и обществознания Юлия Витальевна Слесарева с помощью информационных технологий сумела очень красочно презентовать экспозиции и фонд музея.
Руководитель школьного музея Даньковской основной школы Валентина Дмитриевна Шершнева, учитель истории и обществознания, представила свой музей в номинации «История родного края». Даньковский музей – один из старейших в районе, его богатая экспозиция рассказывает об истории родного края в разные исторические периоды.
В номинации «Лучший экскурсовод» принял участие в фестивале ученик 11 класса Починковской средней школы №2 Леонид Тюрин. Он дистанционно провёл видеоэкскурсию по музею, сумев приблизить присутствующих к атмосфере реального присутствия в музее. Подготовила юного экскурсовода учитель истории и обществознания Анна Сергеевна Павлова.
Руководитель музея школы №2, учитель истории и обществознания Татьяна Викторовна Кабанова, поделилась опытом работы по использованию экспозиции в учебно-воспитательном процессе.
Сегодня музеи в школах – явление распространённое, свидетельствующее об их востребованности, так как музей, по справедливому замечанию современного музееведа В.Д. Дукельского, противостоит процессам обеднения культуры.
Н. ГОРБАЧЕВА, заместитель директора Починковской средней школы №1 им. А. Твардовского