Кто сказал, что зима – не сезон для мотоциклистов? В деревне Крапивка Ярцевского района в преддверии весны в очередной раз состоялся большой праздник любительских мотогонок «Мотомасленица-2023», на котором первое место в классе «коляски» занял экипаж под стартовым номером 82 из Починка в составе Григория Тарасова и Евгения Пономарёва.
«Там были и блины, и веселье, и гуляние, но только с мотоциклетным уклоном. Даже чучело «зимы» сидело на остове старого мотоцикла, вместе с которым его и подожгли, – вспоминают они, – Были соревнования и заезды в различных классах, был праздничный стол, свои темы, свои интересы и свои разговоры. Как всегда, никто не остался разочарованным…»
Вторым экипажем под стартовым номером 21 успешно выступило молодое пополнение – Владислав Буринский и Алекс Смыченков. Они занимаются колясочными гонками с позапрошлого года и уже проявили себя способными учениками.
Напомним, что местные энтузиасты мотоспорта не первый год прославляют наш район и город победами, активно пропагандируя и развивая один из зрелищных и возрождаемых сейчас на Смоленщине технических видов спорта – мотокросс на мотоциклах с колясками. Григорий Тарасов – рулевой, Евгений Пономарёв – колясочный, а специфика в том, что экипаж представляет собой единое целое, где оба участника принимают решения за доли секунды. Любая ошибка рулевого или колясочного может стать роковой и непростительной: удачные прыжки, повороты, преодоление трамплинов, трапеций и прочих препятствий зависят от мастерства тандема. Особенно захватывающе смотрятся гонки по снежно-песчаным трекам.
Мотоциклами приятели увлеклись ещё в детстве, а в двадцатилетнем возрасте приобщились к любительскому мотоспорту, переделав и приспособив к гонкам старенький мотоцикл «Урал». Как слаженный экипаж впервые заявили о себе на региональных соревнованиях семь лет назад, когда впервые завоевали первое место. С той поры они практически не возвращаются с соревнований без дипломов победителей и совершенствуются в мастерстве, увлекая своим задором других.
«Поначалу мы и подумать не могли, что когда-нибудь попадём в число лидеров в своём классе соревнований. Починковских гонщиков там вообще не было, но сегодня можем говорить, что нас считают серьёзными соперниками, и мы стараемся не уронить свою честь и славу», – заверил Григорий Тарасов.
Он рассказал, что для высоких достижений в этом виде спорта нужна, прежде всего, соответствующая техника. Несколько лет назад партнёры приобрели более совершенный мотоцикл. Не простаивал и их старый «байк»: его освоили и успешно выступали вместе с наставниками рулевой Андрей Башмаков и колясочный Егор Поляков. Экипажи из Починка неоднократно занимали призовые места в зимних региональных соревнованиях «Волчьи святки», проходивших под эгидой главного российского байкерского клуба «Ночные волки» и общественной некоммерческой организации «Русские мотоциклисты» до пандемии коронавируса.
Починковские мотогонщики стараются не пропускать ни одних соревнований. Наши земляки участвовали и побеждали в региональных гонках на сложных трассах в Крапивке, в Красном, в Чекулине, на трассе ТЭЦ-2 в Смоленске, соревновались в посёлке Холм-Жирки, где местные энтузиасты своими силами реставрировали и подготовили трассу для мотогонок, построенную ещё в советские времена. Хорошая трасса есть в Сафонове. Летом прошлого года починковские мотогонщики участвовали в больших соревнованиях в Торжке Тверской области, где Григорий Тарасов и Евгений Пономарёв заняли третье место. Чтобы оставаться в форме, нужно постоянно поддерживать мотоциклы в исправном состоянии и тренироваться самим.
Тренируются местные байкеры на пустынной окраине Починка в районе «Сельхозтехники» на небольшой замкнутой трассе с естественными препятствиями, которую лет пять назад специально подготовили, накатали и поддерживают в порядке своими силами. А вообще победа в этом виде спорта – понятие относительное. Не всё зависит от человека: техническое поражение может случиться совершенно неожиданно из-за любой поломки. Например, на недавних соревнованиях в Смоленске 82-й экипаж не доехал до финиша, а 21-й благополучно обошёл соперников, вышел в лидеры и занял 2-е место.
«О том, что мотоциклетный спорт вновь набирает обороты, свидетельствует факт: если лет 5 назад даже в сравнительно крупных соревнованиях участвовало по нескольку мотоциклов с колясками, то сейчас их приезжает десятки, – рассказал Григорий Тарасов. – Это исконно наш, русский вид спорта, не случайно этот класс и называется «национальный». Суть в том, чтобы не смотря ни на какие переделки и модернизации двигатель был отечественного производства, в противном случае мотоцикл автоматически относится к классу иномарок. Введение экономических санкций лишь подстегнуло интерес людей к русским моторам и кроссовым мотоциклам российского производства».
Несмотря на зрелищность и привлекательность мотоциклетный спорт сегодня не может быть массовым, поскольку является довольно дорогостоящим увлечением, к тому же требующим немало времени на тренировки, подготовку и организацию. Чтобы попасть на соревнования в другой район, требуются немалые расходы. Все затраты ложатся на самих участников. Резина, колёса, масла и другие расходные материалы стоят денег. Всё держится на энтузиазме.
«Мотоспорт – не просто «катание» на мотоциклах, как думают некоторые. Кто сам пробовал, тот не спрашивает, зачем мы это делаем, – говорит Григорий Тарасов. – Мотокросс развивает реакцию, силу, ловкость. В процессе езды по пересечённой местности задействованы практически все мышцы: спина, руки, ноги – всё работает. При этом работает и голова. Это всесезонное хобби, которое подходит для любого возраста с юности до старости. Участие в соревнованиях – своего рода клуб: общение с единомышленниками, новые знакомства и новый опыт. А ещё мотоцикл – это всегда адреналин и хорошее настроение, которого нам всем очень не хватает…».