История Рославльского автоагрегатного завода началась в 1958 году со строительства предприятия по производству передвижных электростанций. Спустя несколько лет постановлением правительства Советского Союза оно было перепрофилировано в филиал известнейшего в стране завода имени Лихачёва, выпускавшего грузовые автомобили под маркой ЗИЛ.
С 1964 года завод «Автозапчасть» (с 1981 года – РААЗ) производил автокомпоненты для конвейеров грузовых автомобилей и автобусов. В 1981 году по лицензии фирмы «WABCO» введен комплекс цехов по производству пневматической тормозной аппаратуры. В 2013 году в ходе реорганизации ЗАО «Рославльский автоагрегатный завод АМО ЗИЛ» было образовано ООО «Рославльские тормозные системы».
Более 40 лет производство тормозной аппаратуры (ныне – ООО «Рославльские тормозные системы») специализируется на производстве аппаратов и тормозных камер пневматического тормозного привода. За годы работы тормозная аппаратура «РААЗ» зарекомендовала себя как эталон качества и надежности.
С 1 апреля 2022 года ООО «РТС» руководит С.В. Щербаков, человек поразительно широкого кругозора (что в наше время редкость), с двумя высшими образованиями и двадцатилетним опытом работы в области машиностроения на руководящих должностях.
Наш корреспондент Евгений Осипцов встретился со Станиславом Вячеславовичем и задал ему ряд вопросов о текущей деятельности предприятия и на ближайшую перспективу.
— Наш завод называется «Рославльские тормозные системы», но на упаковках продукции стоит старое название – РААЗ. Почему?
— Бренд «РААЗ» мы сохранили. Сохранили как историческую преемственность. Он узнаваем на рынке, вызывает доверие. Продукция завода по ряду технических процессов уникальна на территории Российской Федерации. Это относится, например, к линии химического никелирования. Только мы выполняем такой вид покрытия.
— Когда приняли бразды правления, как оценили состояние завода?
— Состояние было непростое. Основная часть парка оборудования – прессы, линии глубокой вытяжки, металлообрабатывающие станки, литьевые машины цветного давления – изготовлена в конце 70-х годов минувшего столетия. Но при этом я оценил отношение людей к заводу, их приверженность сложившимся многолетним традициям, готовность приложить все усилия для его сохранения, успешного функционирования и дальнейшего развития. Собственно, на это и опираюсь. Не на железо, а на коллектив, с которым мне посчастливилось работать, от руководителей до рядовых тружеников.
— Какова на данный момент основная продукция предприятия?
— Она делится на два типа: тормозные камеры и аппараты пневматического тормозного привода. 140 номенклатурных позиций со всеми модификациями. Сто тысяч единиц продукции в месяц мы производим. 2022 год был для нас знаменательным – мы достигли максимума за последние пятнадцать лет, как по объёму выпуска продукции, так и по показателям финансово-экономической деятельности.
— Это уровень «Гласс Маркета» уже…
— В сопоставимых значениях примерно так и получается.
— Сколько в данный момент цехов на территории ООО «Рославльские тормозные системы»?
— Прессовый, литейный, автоматный, механический цеха, термогальванический участок. Ну, и самый главный – сборочный цех. Нельзя не упомянуть и участок упаковки и отгрузки продукции, откуда она уходит конечным потребителям.
— Аккуратная упаковка у вас, надо отметить, Станислав Вячеславович…
— На упаковку наклеиваются специальные этикетки со штрих-кодом в рамках мероприятий по борьбе с контрафактом. Конвейер – это один тип упаковки, вторичный рынок – другой тип. У нас разработана недавно новая брендированная упаковка с логотипом «РААЗ», выполненная в сине-оранжевой цветовой гамме.
— Вы работаете со смежными производствами?
— У нас предприятие полного цикла. Мы приобретаем алюминиевые сплавы, листовую сталь на Новолипецком металлургическом комбинате. Другие комплектующие компоненты – резинотехнические изделия, кольца, мембраны, уплотнительные элементы (около 200 номенклатурных позиций) закупаются на Балаковском заводе резинотехнических изделий. Я не всю фактуру здесь назвал, но всё приобретается у российских смежников.
— Кто является конечным потребителем выпускаемого продукта?
— Все производители грузовой техники. В первую очередь это конвейеры КАМАЗа, «Урала», Группы ГАЗ, Нефтекамского автомобильного завода, Петербургского тракторного завода, Брянского автозавода, Арзамасского машиностроительного завода и ряда других предприятий, выпускающих технические средства общего и специального назначения для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
Вторым нашим основным партнёром являются предприятия Республики Беларусь – МАЗ, Минский тракторный завод, Минский завод колёсной техники, которые выпускают продукцию как народнохозяйственного, так и специального назначения. Это я вам рассказал про первичный рынок.
Если говорить о вторичном рынке нашего продукта, то мы располагаем большой дилерской сетью из 14 компаний, охватывающей всю европейскую часть России, Уральский регион, вплоть до Красноярска. 60% нашей продукции направляется на первичный рынок, 40% — на вторичный. Это тоже важно, потому что техника зачастую эксплуатируется интенсивно и требует ремонта.
На первичном рынке, в отличии от вторичного, мы защищены от серьёзной конкуренции наличием на предприятии представителей военной приёмки, поскольку испокон века завод поставлял по заказу комплектующие на армейские автомобили. По этой же причине работники призывного возраста ООО «РТС» имеют отсрочку и состоят на специальном военном учёте. Ведь любая победа, как известно, куётся в тылу, на трудовом фронте, а достигается на поле боя. Когда в Великой Отечественной войне произошёл решающий перелом? Когда на каждый фашистский самолёт мы стали выпускать полтора самолёта, на каждый фашистский танк – два с половиной, а потом и четыре танка и т.д.
— Сколько человек трудится на предприятии?
— В настоящий момент численность персонала около 600 человек. Мы испытываем потребность в высококвалифицированных кадрах, как производственных, так и инженерно-технических специальностей. Согласно штатному расписанию, не хватает 46 человек. При этом объёмы растут, и мы пересматриваем штатное расписание в сторону увеличения. Пользуясь случаем, приглашаю всех наших земляков стать нашими коллегами и сотрудниками! Средняя заработная плата выросла существенно за 2022 год, на целых 30%, достигнув уровня 34000-35000 рублей. Отдельные рабочие и «полтинник» зарабатывают. Есть «продлёнки», иногда работаем по субботам. В общем, кто хочет, тот найдет здесь удовлетворение своим запросам.
— Станислав Вячеславович, ранее завод выпускал узлы и детали так называемого северного назначения, которые устанавливали на одноимённый вариант ЗИЛа. На производстве тормозной аппаратуры в 80-е годы находилась специальная камера, в которой можно было создать суровые условия Крайнего Севера, и там нередко проводились испытания различных автокомпонентов. Сейчас это актуально?
— Наша продукция приспособлена к работе в условиях от -45 до +80 градусов в базовом исполнении и от -60 градусов в исполнении ХЛ («холодный климат»). На заводе до сих пор проводятся испытания, о которых вы упомянули, в климатической камере. Закупаем спектрограф, чтобы по результатам испытаний путём спектрального анализа выявлять изменения в структуре материалов, из которых изготовлен тот или иной компонент.
— Удалось ли внедрить какие-либо новации в производство в последнее время?
— У нас было несколько единиц металлообрабатывающего оборудования, перемещенного сюда при реструктуризации АМО ЗИЛ, но оно не было запущено. В частности, в минувшем году мы запустили фрезерный металлообрабатывающий центр с числовым программным управлением (ЧПУ) японо-германской фирмы «Мори Сейки». Это позволило получить по одному из изделий необходимые параметры качества. Станок обеспечивает полный цикл механической обработки и гарантированно исключает влияние человеческого фактора.
Также в настоящий момент прорабатывается инвестиционная программа на пилотное приобретение литейной машины под цветным давлением (наверное, впервые за 40 лет), обрабатывающего одношпиндельного центра с ЧПУ южнокорейского производства для токарной обработки в автоматный цех, фрезерного станка с ЧПУ в дополнение к группе станков с ЧПУ. Уже есть потребность в операторах-наладчиках этих станков. Такие станки должны работать минимум в две смены, это дорогое оборудование. Если у кого-то есть интерес к работе на ЧПУ (особенно молодёжь), готовы принять, обучить и обеспечить возможность для личного и профессионального роста. На предприятии хорошо развита программа наставничества, поэтому не стоит бояться попробовать новое.
— Есть ли планы на перспективу?
— Планов громадьё, как говорится. Готовим пакет документов для подачи заявки в Фонд развития промышленности Минпромторга по программе «Платформа. Автокомпоненты». Она включает в себя ведущие предприятия и научно-исследовательские центры в области автопрома. Мы решаем активно вопросы с импортозамещением, такие задачи ставит перед нами руководство страны. Планируем также подать заявку на роботизированные литейные машины с автоматической заливкой металла.
— Какие проблемы волнуют Вас больше всего?
— Их две – оборудование и люди. Ядро коллектива, если так можно выразиться, «50+». В прежние времена преобладала молодёжь, она потоком шла в машиностроение, поскольку бесперебойно работала «зиловская» система подготовки кадров: училище – техникум – ВТУЗ. Сейчас, к сожалению, этого нет, приходится изыскивать иные пути подготовки. Ну, и оборудования достаточно ещё морально и физически устаревшего, которое постепенно заменяется на соответствующее требованиям сегодняшнего дня.
— Что бы Вы хотели сказать в завершение нашей беседы рославльчанам?
— Завод жив и будет жить. Бизнес-план 2023 года сформирован на уровне факта 2022-го. Минувший январь уже обогнал прогнозные значения бизнес-плана на 10%. Темпы роста в 2022 году в сравнении с 2021 составили 152%, то есть мы на 52 % сделали больше «оборота». Заказами обеспечены, зарплату подняли, надо только работать!
Станислав Вячеславович Щербаков окончил Московский физико-технический институт (МФТИ) и Государственный университет управления. Начал свою трудовую деятельность в 2000 году на Сафоновском электромашиностроительном заводе. В свободное время, которого весьма не хватает, любит заниматься спортом, чтением исторических книг, рыбалкой, охотой, подводной охотой, что-то мастерить своими руками и просто отдохнуть со своей семьёй в общении с природой. Счастливый отец пятерых детей.