В историко-краеведческом отделе Объединённого мемориального музея-заповедника Ю.А. Гагарина продолжает работать выставка «Космос Ивана Миско», посвящённая творчеству Народного художника Беларуси и приуроченная к 90-летию скульптора. Накануне выставки мы встретились с Иваном Якимовичем в его мастерской, где и состоялась наша дружеская беседа.
Судьба позвала в космос
Нынешний год для Народного художника Беларуси стал юбилейным! Сам же знаменитый скульптор с улыбкой говорит: «Вот и совершеннолетие наступило».
Хочется добавить – творческое, когда любая работа мастера становится шедевром.
– Иван Якимович, скажите, как «Космос» стал основной темой в Вашем творчестве?
– Помню тот день, когда по радио объявили, что погиб летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Это известие шокировало! Образ этого Человека представился мне во всех деталях. Я не думал… Руки и глина были словно единое целое. Ни раньше, ни потом со мной такого больше никогда не случалось. В течение суток скульптурный портрет Юрия Алексеевича был готов. Я работал тогда в художественном музее, и мои коллеги в один голос воскликнули: «Всё! Больше ты можешь ничего не делать!», – так ёмко и образно выглядела работа.
Потом по технологии я перевел макет из глины в гипс и поставил его во внутреннем дворике музея сохнуть на солнышке.
И вдруг – пожар! Выгорело всё, а в центре был гипсовый бюст Гагарина. Он обгорел, закоптился, но остался «живым»! Только внутри бюста сохранился запах беды, запах гари, пожара.
Когда Анна Тимофеевна Гагарина, мама Юрия Алексеевича, однажды посетила мою мастерскую, увидела скульптурный портрет и узнала эту историю, она сказала: «Как похожи судьба Юры и судьба этого бюста!.. Очень хотелось бы, чтобы Ваша работа была на родине сына». Сегодня эта известная работа находится в музее Ю.А. Гагарина.
Потом мне довелось подружиться с семьёй Гагариных и мне дороги эти отношения.
*** На месте упокоения родителей и родственников Гагариных установлена надгробная композиция в виде ленты с их бронзовыми барельефами. Этот памятник – тоже работа Ивана Якимовича Миско.
Традиции Звёздного городка
Долгое время Иван Якимович работал в Звёздном городке, где готовились к полётам космонавты – советские, а позже и международные экипажи, осуществлявшие программу «Интеркосмос».
– Иван Якимович, и всё же, как получилось, что космическая тематика стала для Вас приоритетом? В чем здесь секрет?
– Какой там секрет?! Меня познакомили с Петром Климуком, когда он уже стал дважды Героем Советского Союза. Было решено устанавливать его бюст на родине. Я начал работать. Мастерской у меня еще не было, и первый пластический набросок я делал прямо в художественном музее. Пётр Климук тогда и пригласил меня в гости в Звездный городок. Так, Звездный городок на долгие годы стал моим «вторым домом» и мастерской. Я работал там почти не выезжая. Потом Климук познакомил меня с теми космонавтами, которые только готовились к полё-там. Тогда по программе «Интеркосмос» в ЦПК предполётную подготовку в Звёздном проходили поляки, чехи, болгары, венгры, французы, немцы и многие кандидаты из других стран. Так я «заболел» космосом на всю жизнь.
Глина – субстанция космическая
– Вам приходилось ваять многих великих людей, а материал простой, очень земной – обычная глина. Кстати, сколько ее нужно скульптору?
– Две тонны хватит на всю жизнь. Чем больше глину мнешь, тем она мягче, податливее. За глиной нужно ухаживать каждый день: увлажнять, закрывать от солнца, а главное – руки к ней прилагать постоянно, тогда она «живёт». Для кого-то глина – почва, грязь, налипшая на сапоги, а для скульптора она – «золото», благородный материал, в котором воплощаются образы, даже мысли…
– Бывает ли глина удачливой, что ли?
– Хорошая, ухоженная глина поднимает настроение скульптору, и он через кончики пальцев передает ей свое состояние души. Глина и скульптор едины, их разъединить невозможно. Рассказывают, что Заир Азгур [известный скульптор Беларуси] перед своим уходом из жизни, уже лёжа в больнице, попросил принести глину. Он мял её, и сквозь страдания его лицо озарила улыбка…
День и ночь космического полёта
Идея организации выставки Народного художника Беларуси принадлежит дирекциям двух музеев – Объединенного мемориального музея-заповедника Ю.А. Гагарина и Музея Истории города Минска (частью которого является и творческая мастерская художника). На выставке представлены фото-планшеты работ скульптора, рассказывающие не только о Космосе и космонавтах, но и сюжеты о Беларуси и её прославленных людях.
Иван Якимович выразил желание подарить городу Гагарин свою работу – памятный знак «День-Ночь» с факсимильным автографом Юрия Алексеевича.
– Иван Якимович, разъясните значение знака «День-Ночь»?
– Это происходит во время полёта. Космонавты как бы проваливаются в кромешную тьму, в черную бездну, и снова встречают ярчайший солнечный свет. Это эмоциональное состояние дано пережить тем, кто побывал в космосе.
Рукопожатие с инопланетянами
– Можно ли сегодня думать о глобальном? Какими будут рукопожатия в Космосе землян с инопланетянами? Рано или поздно это произойдёт. Я уверен и реализую ряд сюжетов на эту тему.
– А можно хоть одним глазком взглянуть?
– У меня есть непреложный принцип: незаконченную работу не показывать, ибо ничего путного тогда не выйдет.
Белорусский космонавт Ковалёнок как-то сказал: «Умереть в Космосе – это почетно!» (хотя это определение весьма спорное). Работа в Космосе навсегда останется уделом избранных уникальных специалистов. И это великое служение Родине! Так выполняли свою великую миссию Гагарин, Титов, Терешкова и уже десятки и сотни других космонавтов – наших и других стран. Сегодня к полёту готовится ещё один наш соотечественник, а для меня это новая возможность творческого поиска.
Земля – наш общий дом
– Наталья, вот ты очень давно живёшь в Минске. Можно тебя уже называть минчанкой?
– И да, и нет. Все-таки моя малая родина – гжатская земля. Там могилы предков, там я родилась, прошли мои детские и школьные годы. Минск я искренне полюбила, здесь у меня друзья и коллеги. Для меня Беларусь и Россия неразделимы! Я воспитана в СССР, и понятие Родина для меня – единая семья братских народов, которые навсегда в дружбе, согласии и уважении друг к другу. Отечество не выбирают! Оно даётся человеку свыше, как язык, как мама. А для Вас, Иван Якимович?
– Это мой большой дом, который люблю, не променяю ни на какой другой город, даже более красивый и богатый. Да что город! Я даже улицу не могу поменять, мастерскую свою на улице Интернациональной ни за что не брошу. Здесь всё моё. Здесь столько побывало и моих дорогих друзей, и космонавтов, и спортсменов, и артистов, и ученых, и просто добрых людей. Их дух незрим среди моих скульптур, набросков, и даже вот здесь, у печки, где столько сварено ухи за мою долгую творческую жизнь, что можно, наверное, накормить полгорода.
Во дворе мастерской как-то прокладывали теплотрассу, и на глубине трех метров обнажилась старинная кладка. Я достал один кирпич, большой, плоский, как блин – плинфа, из которой строили в древности. Так что моя мастерская словно сторожевая башня древнего Менска, охраняет город. Куда же я отсюда уйду? И ты, Наталья, права: Отечество и место не выбирают. Особенно остро это чувствуешь с возрастом. Я многое помню из военного детства, но мы – народ-Победитель. И этого у нас никому не отнять! И Космос – он тоже наш! На Земле и в Космосе мы, белорусы и россияне, вместе! А шире – это наше общее, наш дом – всех землян.
ВНИМАНИЕ!
Дорогие друзья, жители и гости города Гагарина! Выставка “Космос Ивана Миско” продолжает работать (историко-краеведческий отдел) и продлится до середины декабря. На закрытие приглашён автор – Иван Якимович Миско. О дате встречи скульптора с земляками первого космонавта сообщим дополнительно.
Наталья ГАГАРИНА, сотрудник Музея-заповедника Ю.А. Гагарина