У поисковых отрядов активный полевой сезон полностью зависит от погоды. Малоснежная зима или ранняя весна предоставляют поисковикам возможность разыскивать останки солдат, чтобы поднять их из небытия.
Но есть масштабные мероприятия, которые они считают обязательными. Для большинства из них это учебно-тренировочные Вахты Памяти, на которые собираются их единомышленники со всей страны и зарубежья. На этот раз поводом для встречи стали совместные поисковые экспедиции на ельнинской гвардейской земле. Отряд «Боевое братство» отправился на нее полным составом, включая молодое пополнение. Десять лет сафоновцев связывает дружба с поисковым отрядом города Ельни «Гвардеец», они ей не изменили и во время поисковых рейдов.
Для командира «Боевого братства» Александра Герасенкова участие в Вахте Памяти под Ельней имеет и личное значение.
– На ельнинской земле в 1941 году шли кровопролитные позиционные бои за деревни Садки, Гурьево, Митино с июля по сентябрь включительно. В них участвовали соединения 24-й армии под командованием генерала Ракутина, 107-й Алтайской стрелковой дивизии, которой в сентябре 1941 года было присвоено пятое по счету звание Гвардейской по личному распоряжению генералиссимуса Иосифа Сталина. Против нашей стрелковой дивизии выступали отборные части СС, – рассказал Александр. – Для меня важно, что мой дед, командир взвода 347-го артиллерийского полка Кузьма Григорьевич Малахов, был ранен под деревней Богодилово. Это место находится в двух километрах от деревни Гурьево, где располагался наш штаб.
Раскопки в нынешнее засушливое и знойное лето были тяжелыми. Поисковики работали по оврагам, лощинам, в густом лесу. Рядом с опытными бойцами находились их дети. Поблажек им не было. Все делалось для того, чтобы они поняли: тогда было тяжелее, здесь 81 год назад гибли солдаты за наше будущее. За Вахту Памяти было поднято 43 воина, 12 из них – поисковиками «Боевого братства» и «Гвардейца».
– Дело, конечно, не в количестве. Ни о какой соревновательности не могло быть и речи, – продолжает командир. – Но то, что мы сработали результативно, приносит удовлетворение: 12 солдат наконец вернулись домой. Более того, установлено имя одного из них.
Поисковики работали на дне глубокого оврага в районе деревни Садки. Возле ручья, в воронке от снаряда, появился сигнал, а затем щупом зацепили котелок, ложку, достали из раскопа ботинки, ремень и… самую ценную находку для поисковика – личный медальон с нестандартным вкладышем.
Запись, сделанную карандашом, можно прочитать и через 80 лет. В 41-м году солдат просил в случае его гибели сообщить об этом его семье – Зое Андреевне Волковой, проживающей в селе Новоспасском Рахмановского сельского совета Клинцовского района Саратовской области.
– Мы знаем, что в первую очередь нужно посмотреть на порталах памяти, не искал ли кто солдата Дмитрия Андреевича Волкова, – объяснил Александр Герасенков. – Оказалось, 10 лет назад его правнук рассылал повсюду запросы, пытаясь узнать о судьбе своего предка. Мы написали ему по указанному электронному адресу и сообщили, что останки его прадеда подняты на ельнинской земле на Смоленщине.
В ответ он нам сообщил, что солдат в смертном медальоне указал имя сестры, а его жену звали Прасковья Разумова. Жива его дочь Елена Дмитриевна – ей 84 года. Родственники сразу определились: останки заберем, похороним на родине со всеми почестями. В семье знали, что Дмитрий Андреевич погиб на Смоленщине, потому что последнее письмо от него пришло в августе 41-го из этих мест.
Найден еще один медальон среди вещей поднятого из земли воина – ложка, котелок, мыльница, щетка… Но вкладыш пока прочитать не удалось даже в лабораторных условиях профессиональными экспертами.
Деревня Садки, за которую погиб солдат Волков, несколько раз переходила из рук в руки. Именно за эти бои полковники Батраков и Некрасов, командиры полка, получили звания Героев Советского Союза. Большую цену заплатили и немцы, понеся огромные потери. Они были вынуждены отступить от Ельнинского выступа и отойти к Починку.
Юные поисковики – 14-летний Герман, 13-летняя Варвара, 17-летняя Виктория – могут записать в свой актив успешный поиск: именно они на склоне оврага зацепили одного из поднятых воинов. Наставники предоставили им уникальную возможность на практике, в полевых условиях постигать науку поиска. Теория здесь не поможет.
В десятидневной Вахте Памяти под Ельней принимали участие поисковики из Иркутска, Белгорода, Оренбурга, Белоруссии, Ярославской, Владимирской и других областей. Палаточный лагерь растянулся на добрых два километра. Было много торжественных моментов, которые пробирали до слез даже много чего повидавших бойцов поисковых отрядов. В рамках проекта «Дорога домой» вернулся на свою родину в Глинковский район солдат, погибший в Харьковской области.
Свой последний приют на воинском мемориале в деревне Ушаково нашли более 200 воинов, положивших свою жизнь за родную землю в июле – сентябре 1941 года.
Поиск продолжается.