Недавно дети, внуки и правнуки поздравили Надежду Васильевну и Николая Федоровича Бобылевых с бриллиантовой свадьбой. Их семейному союзу 17 июня исполнилось 60 лет.
В феврале 1962 года Николай вернулся после армейской службы в Сафоново, где жил в доме сестры Валентины на улице Заслонова. Однажды у одного из соседних домов он увидел девушку, которая сидела на скамейке и читала книгу. Стройная, невысокого роста, с модной прической, незнакомка была так естественна и обворожительна! Познакомились, разговорились. Выходя вечером из дома, он прислушивался в ожидании стука ее каблучков по дороге.
Любительница танцев, Надежда лучилась от удовольствия, когда они направлялись на вечера во Дворец культуры. Научила своего спутника кружиться в вихре вальса. О себе рассказала, что в Сафоново приехала недавно, знакомых здесь пока мало. Родилась в Касплянском районе, там работала после школы в типографии наборщицей ручного набора. После ликвидации района вместе с подругой подалась на сельскохозяйственную опытную станцию в Казахстан, где тоже устроилась машинисткой. Однако там долго не задержалась: тянуло на родную Смоленщину. Едва сошла с поезда, кинула чемодан под ноги, уцепилась за землю, клятвенно обещая, что никуда из родного края не уедет.
Спустя два месяца после знакомства молодые подали заявление в ЗАГС, вскоре расписались. Первое время жили в доме сестры Николая, где родился их первенец – сын Андрей. Мать Николая Анна Семеновна да еще две семьи, в которых насчитывалось трое ребятишек, были вынуждены тесниться в небольшом жилище. Взрослые обходились без ссор и выяснения отношений, помогали друг другу. Довольно скоро молодожены стали строить собственный дом, взяв ссуду в банке.
Николай, который работал в то время на проходке штреков шахты № 7, каждую свободную минуту посвящал созданию семейного очага. Договаривался о подвозе материалов, помощи родных и знакомых. Надежда, ценя старания мужа, уже не сомневалась, что не останется без крыши над головой.
В выходной день супруги с маленьким сынишкой частенько ездили на родину жены, к ее родителям в деревню Алфимово. Помогали в заготовке дров, сена для коровы, в прополке огорода. Выкроив время, бежали на реку Каспля, чтобы искупаться и отдохнуть. Надежда радовалась встрече с родителями, друзьями; ей доставляло удовольствие созерцание чудной природы родного края. Единственная дочь, она старалась опекать мать с отцом; не бросила их и в старости, перевезла к себе. Бабушка с дедушкой помогали растить внука и младшую внучку Ирочку. Привыкшие к труду старики с внуками и детьми работали на приусадебных участках, не могли нарадоваться миру и ладу в отношениях Николая и Надежды.
От природы глава семьи – человек немногословный. Он сам признает это: «Я пошел в деда Ивана: от того, бывало, за день полутора слов не дождешься. Да что болтать без толку, надо дело делать». Николай Федорович всегда был добытчиком и кормильцем семьи, не мог сидеть без дела. 52 года из прожитых им 83-х составляет трудовой стаж. 12 лет работал машинистом холодильных установок на мясокомбинате, потом до выхода на заслуженный отдых – сварщиком на заводе сельских строительных конструкций. Это предприятие выделило Бобылевым просторную четырехкомнатную квартиру со всеми удобствами, где супруги живут по сей день. Около пяти лет назад, когда сменился собственник предприятия, Николай Федорович уволился (последнее время он трудился в охране).
А Надежда Васильевна, занимая скромную должность машинистки, всякий раз становилась душой коллектива, где бы ни работала: в военкомате ли, горкоме КПСС, райисполкоме или редакции газеты «Сафоновская правда». По опыту общения с ней могу сказать, что не было у нас человека более внимательного и душевно чуткого. Невозможно представить, чтобы она кому-то нагрубила или отмахнулась от людских проблем.
Близкие тоже не обделены ее вниманием. Муж искренне радуется, когда слышит слова поддержки. Скупой на похвалу и знаки внимания, он тем не менее не забывает порадовать любимую жену, преподнеся ей букет цветов или подарок. Супруги поддерживали друг друга в радости и горе, заботились о своих родителях до последнего дня их жизни.
– Я смотрю на сирень у нас под окном и вспоминаю об отце, посадившем ее, – говорит Надежда Васильевна, накрывая стол для чая. – А дорогого сыночка Андрюшу не могу вспоминать без слез…
Действительно, бывают в жизни потери, от которых меркнет дневной свет и словно разверзается земля под ногами. Черная полоса не обошла стороной и жизнь этих людей. Сначала погибла невестка, жена Андрея. А следом за ней скоропостижно скончался сын. Казалось, жизнь закончена, это горе не пережить.
Надежда Васильевна и Николай Федорович не в силах подобрать слова, которые выразили бы глубину пережитой ими трагедии. Сколько выплакано слез, сколько проведено бессонных ночей! Но не покидала мысль о том, что нужно растить осиротевших Катю и Танюшу. Возможно, именно эти девчушки, одна из которых в тот момент училась в школе, другая в техникуме, стали спасением для супругов. Каждую из внучек, включая также Настеньку, дочь Ирины, они не обделяли вниманием и заботой. А Катя однажды призналась: «Можно сказать, что дедушка заменил мне отца».
Конечно, Бобылевы-старшие обожают своих внуков и правнуков, гордятся тем, какие они замечательные, заботливые! А дочь Ирина уже с утра названивает, интересуется: «Как вы там?».
– Прекрасно! – отвечают в один голос родители. – Собираемся на дачу. В выходной ждем вас. Подъезжайте, да правнучку прихватите с собой: пусть на качелях покачается, свежим воздухом подышит!
Родители стараются управиться с посадками, прополкой, заготовкой компотов, консервированных овощей на зиму. Когда приезжают помощники, после трудов праведных собираются у костра, заваривают чай на травах. Согревают душу милые домашние посиделки, когда родные говорят друг другу вроде бы обычные слова, однако в них слышится взаимная привязанность, любовь. Зять Сергей берет в руки гитару, ему дружно подпевают. Такие минуты незабываемы.
– В чем секрет счастливой семейной жизни? – задала я вопрос Надежде Васильевне.
– Думаю, что важно находить хорошее друг в друге, не скупиться на добрые слова, не перекладывать свою ответственность на спутника, – поделилась рецептом моя собеседница. – А вообще-то семейная жизнь – ежедневный труд. Важно сохранить уважение друг к другу, не бояться сказать любимому человеку, что он – самый родной.
Супруги Бобылевы не мыслят жизни друг без друга. Им главное быть вместе; при этом неважно, едут ли в город, смотрят ли телепередачу, обсуждают ли планы на выходные…
Хотя Николай Федорович не любит высокопарных слов, однако он-то знает, что лучше его жены нет на свете. И уверен, что она все та же, что и 60 лет назад: ни дня не может прожить без чтения книг, старается сделать модную стрижку, готова пуститься в пляс… с любимыми правнучками. Ах, какая женщина!
Фото из семейного архива