В Шумячском Художественно – краеведческом музее работает выставка картин местной художницы, преподавательницы Шумячской детской школы искусств – Любови Михайловны Бондаревой. Торжественное открытие её персональной выставки «Душой написанный пейзаж» состоялось ещё в апреле, наша газета рассказывала об этом событии. Интерес к творчеству землячки у шумячцев не пропадает. Поэтому сотрудники музея решили продлить действие экспозиции. Выставку можно посетить ещё в течение всего лета. Свою работу она закончит только в конце августа. Мы же нашли возможность встретиться с художницей в неофициальной обстановке и побеседовали.
— Любовь Михайловна, сколько всего Ваших работ представлено на выставке?
— Выставлено более 20 картин.
— Это результат какого периода творчества?
— В основном за последние два с половиной года. Но есть среди них несколько работ, они особенно мне дороги, которые писались ранее, на пленэрах. Я их взяла из запасников музея.
— Картин достаточно много…
— Нет. Это не много. Если писать со всей отдачей, как положено, то их могло бы быть в два раза больше. Но, в силу того, что у меня колоссальная занятость преподавательской деятельностью, писать удаётся от случая к случаю. Кроме того, работу нужно достойно оформить для выставки, а это уже финансовая составляющая вопроса. Поэтому мы имеем то, что имеем.
— Пейзаж – это, видимо, Ваш любимый жанр?
— Да, конечно. Пейзажи с натуры несут в себе правдивость.
А живописные места нашего Шумячского края не могут не вдохновлять. Стоит чуть – чуть выехать за пределы посёлка и вот, открываются бесконечные просторы для шедевров!
— А какой Ваш любимый художественный материал. Что предпочитаете больше всего?
— Для меня это или масло, или пастель. Но, если пейзаж – то только масло. Для меня это более удобно. Вообще откуда пошёл пленэр? В 19 веке бурному развитию интереса к пленэру способствовало знаменательное изобретение в сфере художественных материалов. Началось промышленное производство масляных красок в тюбиках и изобретение этюдника. Это позволило художникам писать картины на природе в более комфортных условиях.
— Сколько в среднем уходит времени на создание пленэрной работы?
— Смотря какой формат работы, какой сюжет. Ну, в среднем – это три сеанса по три часа. То есть первый сеанс – я пишу на природе, а потом, оставшееся время — дорабатываю в помещении. Бывает, на какую – то работу уходит и больше времени.
— А как Вы выбираете натуру?
— А натуру я выбираю так: сажусь на велосипед, еду куда – то к Остру, к Шумячке, осматриваюсь, приглядываюсь, что – то фотографирую на телефон. Прикидываю – как надо стоять солнцу, утреннее оно мне нужно или вечернее, какая это сторона – восточная или западная…Делаю себе пометки в блокнотик: вот в этом месте хорошо вечером, а вот туда нужно ехать исключительно ранним утром. И вот в тот момент, когда мне приспичит на пленэр, я открываю свой блокнотик, сверяю свои записи и решаю – куда в данное время отправлюсь. Всё очень просто, никакое провидение мне не подсказывает выбор натуры!
— Среди Ваших работ нет зимних пейзажей. Я так понимаю, из – за технических возможностей?
— Конечно. Зимой на природу на велосипеде — это жёстко. Это я шучу, конечно. Можно же и на машине выехать. Но отработать часа три, стоя на холоде – то ещё удовольствие. Хотя, можно написать и по памяти, и по фото. Но это уже другая история.
— Есть ли у вас самая любимая картина?
— Пожалуй, это «Жуковский мост» — мои вековые дубы в осеннем наряде. Очень её люблю.
— А любимые работы других художников? Кто Вам ближе?
— О, в истории искусства множества работ, которые мне нравятся, являются эталоном.
— То есть, как истинному ценителю, вам сложно однозначно ответить?
— Да. Это так.
— Но может быть есть кто – то, чьи работы особенно вдохновляют на творчество?
— Василий Дмитриевич Поленов. Вот это моё, действительно. Он просто великий мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи. Его «Московский дворик», , «Бабушкин сад», «Заросший пруд» — восхитительны! Он академист, но академист «очень вкусный», тонкий живописец.
— А вот в повседневности есть то, что вдохновляет, заставляет отправляться на природу и творить?
— Скорее у меня всё работает методом от противного. Когда устаю, когда всё достаёт в прямом смысле слова – я просто убегаю на природу и пишу. Для меня это успокоение, своего рода перезагрузка.
— Любовь Михайловна, а кто первый видит вашу работу, пусть даже не законченную, кто удостоен такой чести, чьё мнение для Вас важно?
— Это мой сын. Я всегда отправляю ему фото нового творения, нет, не для похвалы, мне действительно важно его мнение. И, надо сказать, он очень адекватно всё оценивает, если что – то не то, он замечает, и я понимаю, — действительно верное замечание, дорабатываю.
— Скажите , пожалуйста, выставка принесла вам удовлетворение?
— Я её планировала два года, вынашивала идею, представляла, как это будет: кого приглашу, что скажу… Хотелось, чтобы открытие состоялось ещё в прошлом году, в августе, и совпало с моим 45 – летием. Как бы такая символическая веха творческого и жизненного пути… Но, не получилось. Пандемия внесла свои коррективы. В этом году всё получилось весной. Правда, запал немножко пропал, и я достаточно спокойно готовилась, мол, будь что будет! Но уже с вернисажа я уходила совсем в другом настроении. Я просто не ожидала такого внимания, шквала оваций, таких приятных слов , таких впечатлений! Я благодарна за эти эмоции сотрудникам музея, коллегам, моим ученикам, друзьям и родным!
— Любовь Михайловна, спасибо за интервью! Успехов Вам в творчестве!